Разделять и строить. Интервью с Серикгалием Мукатаевым о перспективах развития российского девелопмента
Проект его компании – ЖК «Барселона» – был признан лучшим малоэтажным ЖК Поволжья и вторым в России по версии авторитетного конкурса новостроек ТОП ЖК. Строительная компания давно подтвердила безупречную репутацию среди клиентов, партнеров и профессионального сообщества, имеет диплом конкурса CREDO как лучший региональный застройщик и диплом конкурса «Надежный строитель России».
Одна из последних побед Серикгалия – премия «Лидер года» в номинации «Девелопер года». Премия проводится с 2012 года и является подтверждением заслуг, имиджа и репутации лауреата. Это значимое для деловой сферы событие, в котором принимают участие выдающиеся бизнесмены из самых разных сфер.
Сегодня мы поговорили с Серикгалием о перспективах развития сферы недвижимости в стране и о том, как сделать девелоперский продукт лучше.
- Серикгалий, в вашей копилке многочисленные профессиональные награды. Последняя – «Девелопер года» по версии премии «Лидер года». Что нужно сделать, чтобы получить такой высокий статус?
- Получать награды - всегда приятно и значимо для любого бизнесмена. Это говорит о признании профессиональным сообществом результатов твоей работы. На премии “Лидер года” оценивались предыдущие награды, моя репутация и репутация моей компании, вклад в отрасль за последние годы и инновационные наработки. У меня это проект M-LEVEL DEVELOPMENT, концепция разделения девелопмента на лэнд-девелопмент и девелопмент недвижимости.
Давайте остановимся подробнее на последнем. В прошлом году на международном форуме «Наш мир» вы презентовали свою новаторскую идею по развитию сферы недвижимости в России – разделить девелопмент на две составляющие. Расскажите, что сподвигло вас к разработке этой идеи?
- Более восьми лет я работаю в сфере недвижимости. Моя задача как девелопера не просто построить дом или жилой комплекс, а дать рынку наиболее востребованный продукт, реализовать проект, который даст толчок развитию всей локации. Поэтому я всегда нахожусь в поиске путей, как это сделать. Так как долгое время я работал исключительно в загородном сегменте, это позволило мне увидеть проблему, которая тормозит развитие этого сектора: отсутствие или крайне слабая реализация инфраструктурных объектов. Так мне пришла идея о том, что разделение девелопмента на девелопмент непосредственно недвижимости и девелопмент земли позволит эту проблему решить.
- Девелопмент недвижимости хорошо всем знаком, а что такое лэнд-девелопмент?
- Лэнд-девелопмент – это формирование среды обитания, повышение ликвидности участков и их инвестиционной привлекательности. В России лэнд-девелопмент может включать широкий спектр задач: от перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения до комплексного развития территорий.
- Что включает в себя работа в рамках лэнд-девелопмента?
- В первую очередь, это анализ территории с учетом таких параметров, как наличие правовых ограничений на использование земельного участка; технические требования; площадь застройки. Далее формирование концепции, которая должна отвечать на вопросы, каким образом можно улучшить или модернизировать земельный участок; какого будет его функциональное назначение; какими должны быть потребительские свойства земельного участка; какую прибыль он способен принести инвестору. После покупки земли – непосредственно работа на территории: межевание участков, подведение коммуникаций, строительство зон общего пользования и благоустройство.
- Идея, которую вы предложили, напрямую повлияет на развитие сферы загородной недвижимости, повысит качество продукта в этой отрасли.
- Да, это так. Житель загорода сейчас хочет не просто жить в поселке с качественными дорогами, благоустроенными парками, чтобы рядом были хорошие школы и детские сады, поликлиники и объекты торговли. Сфера потребностей клиентов расширяется, сегодня людям нужны разнообразные спортивные учреждения – бассейны, гольф-поля, зоны отдыха у воды, террасы. Все это невозможно реализовать ни в рамках государственных программ, ни в рамках работы застройщиков на территории, так как они практически всегда сильно экономят на инфраструктуре. Компании, которые готовят территорию к строительству недвижимости, и компании, которые на данной территории строят, – это должны быть два разных игрока рынка. И первые как раз будут задавать территории тон, полностью решая вопрос инфраструктуры для будущих жителей. А затем продавать участки для строительства домов и жилых комплексов строительным компаниям, для которых стоимость инфраструктуры будет константой, которую нельзя менять.
- Вы презентовали эту идею на международном форуме «Наш мир» в прошлом году. Как профессиональное сообщество отнеслось к такому предложению?
- Я встретил самый положительный отклик со стороны коллег. Многие отмечали оригинальность идеи – ведь раньше никто не предлагал выделить отдельного игрока рынка – землевладельца. Знаю, что многие компании взяли эту схему на заметку, и уверен, что в будущем нас ждет разделение девелопмента как основа территориального развития.
Какие вы видите пути развития девелопмента в России и как ваша идея может на него повлиять?
- Я думаю, что потребитель будет все более избирателен и это повлияет на продукт, который будут предлагать девелоперы, они будут стараться сделать его привлекательнее. Например, предлагать подключение умного дома еще на этапе строительства, чтобы экономить электроэнергию. Или расширять возможности для отдыха и досуга в реализуемых поселках. Поэтому разделение девелопмента поможет дать потребителю лучший продукт.
Анна Попова