Тарас Рябоконь: «Будучи арт-директором компании, я постоянно анализирую рынок, чтобы выстроить эффективную стратегию развития»

Тарас Рябоконь: “Будучи арт-директором компании, я постоянно анализирую рынок, чтобы выстроить эффективную стратегию развития
О том, как развиваться на рынке создания анимационных шаблонов для видео, профессиональном пути и внутренних особенностях работы на рынке анимационных продуктов поговорили с Тарасом Рябоконь, основателем крупной компании по 2D-анимации “FX MONSTER”, одной из лидеров рынка, продукты которой используются многими крупными корпорациями, такими как Google, Ebay, Visa, Huawei.

Профессиональные качества, компетенции и стремление к совершенству помогли Тарасу вырасти из одиночного автора шаблонов в руководителя собственной компанией.

Сегодня профессия специалиста по анимации становится все более популярной. Тарас, как Вы считаете, стоит ли учиться анимации самостоятельно?

Конечно, всему можно научиться самостоятельно. Но я бы не советовал идти этим путем. Считаю, что намного лучше иметь ментора или пройти обучение в рамках специализированных курсов, в университете. Дело в том, что анимация - достаточно сложный и комплексный вид деятельности. Тут сложно охватить все сразу и понять, как и куда двигаться, тоже. Пока вы пытаетесь найти актуальную информацию, совершаете ошибки, проходит драгоценное время. А многих ошибок можно избежать, изучить нюансы более быстрым способом. Но, конечно, самое важное - нужно любить свою профессиональную деятельность. 

В сфере анимации множество направлений. Чтобы быть хорошим специалистом, стоит ли разбираться в каждом из них?

Многим необходимо попробовать разные направления, чтобы понять, чем именно хочется заниматься. Но если вы выбрали для себя вектор, например, 2D-анимации, то развивайтесь именно в нем. В области анимации всегда что-то меняется, технически сфера растет быстрыми темпами, не говоря уже о культурных особенностях. Невозможно на должном уровне уделять внимание всему, а специалисты, в совершенстве знающие и умеющие работать в конкретном направлении, ценятся намного больше тех, кто может везде по чуть-чуть. Могу продемонстрировать на примере нашей компании: у нас каждый отдел отвечает за свои задачи, никто не распыляется. Именно поэтому нам удается в короткие сроки создавать продукты высокого качества. Каждый человек в команде концентрируется на своих задачах.

Тарас, расскажите, почему Вы начали заниматься именно стоковой анимацией? 

Изначально в этом не было какой-то глобальной цели. В 2014 году я загрузил свой первый шаблон, чтобы просто попробовать поработать на стоках и понять, что это такое, какие тут имеются особенности. Данная деятельность начала приносить деньги. Впоследствии мне становилось все интересней и интересней заниматься этим. Однако, стоит заметить, что начиналось все действительно как хобби, потому что у меня была основная работа. После я принял решение уволиться и посвятить все время разработке анимационных шаблонов. 

На старте карьеры Вы были один?

Да, начинал в одиночку. Только потом у меня появилась команда единомышленников и экспертов. Но в самом начале я делал все самостоятельно, абсолютно весь цикл. Конечно, по мере погружения в сферу деятельности и с появлением более масштабных проектов мне понадобилась помощь, так как я физически не успевал работать над каждой задачей. Мне стал помогать мой друг, который после также уволился с работы и всецело погрузился в создание шаблонов. 

Когда Вы решили, что пора расширять команду?

Это все происходило очень постепенно. Когда мы начали понимать, что готовы взять более амбициозные и сложные проекты, а некоторые рутинные процессы мы достаточно хорошо понимаем, чтобы передать эти знания, мы начали искать новых людей в команду. Обучали их и делегировали менее сложные функции, чтобы самим акцентироваться на новых направлениях и более важных вопросах. В таком формате наша команда росла последние годы, повторюсь, очень постепенно. И сейчас в моей команде находится около 50 сотрудников. 

Насколько нам известно, Ваши шаблоны используют крупные зарубежные компании. Вы с самого начала ориентировались на зарубежный рынок?

Да, я с самого начала работал на зарубежный рынок. У нас специализация раньше была только по покадровой анимации, FX-анимации. Это все спецэффекты, электричество, молнии, огонь, часто в стиле аниме. На это был колоссальный спрос в рамках коммерческих видеороликов у крупных зарубежных компаний. Если говорить о том, какие компании чаще всего используют наши продукты, то на первом месте будут компании из США, на втором - Корея, а на третьем - Япония. Наша стилистика очень близка в социально-культурном плане людям в этих странах. 

В каких продуктах чаще всего используют Ваши шаблоны?

Чаще всего в эксплейнерах, в промороликах с анимированными персонажами. Наша анимация делает такие ролики более живыми, потому что покадровая анимация - самая непредсказуемая, визуально приятная и эффектная. Она добавляет эмоции в ролик, за счет чего персонажи, образы и события в ролике выглядят более естественными. Но и без части культурного феномена тут не обходится - она просто нравится людям. 

Тарас, расскажите про внутреннюю сторону работы. Из каких этапов состоит создание шаблона?

Подготовка шаблона является достаточно комплексным и трудоемким техническим процессом. Именно поэтому в моей компании есть несколько отделов, каждый из которых ответственен за определенный вид работы. В отделе дизайна разрабатывается графический дизайн и статика, основная концепция того, как будет выглядеть анимация. Аниматоры занимаются созданием переходов и слайд-шоу. Следующим этапом идет создание и подготовка структуры, в рамках которого мы делаем продукт подходящим для кастомизации, чтобы покупатель шаблона мог с легкостью настроить его под себя, изменить цвет и иные параметры. После этого за работу берутся специалисты по презентации продукта. Безусловно, это очень важный и ответственный этап, так как после создания шаблона его необходимо правильно преподнести покупателю. Только после прохождения всех этапов мы загружаем продукт на площадки. 

Ваши анимационные шаблоны можно увидеть в продуктах многих популярных брендов. Расскажите, пожалуйста, разрабатывали ли Вы уникальные шаблоны для крупных компаний? 

Наша стратегия работы и развития на рынке такая, что мы не берем отдельные проекты в качестве фриланс-деятельности. То есть, все наши шаблоны, используемые крупными брендами, были куплены со сток-площадок. Для нас такой вариант сотрудничества является более выгодным, так как любой отдельный проект всегда несет в себе дополнительные временные издержки на правки, на переговоры. К тому же, работа на конкретном проекте создает рамки в творческом плане: мы просто не сможем попробовать интересующие нас идеи, если их не одобрит менеджмент. Еще в 2015 году мы решили, что не будем брать такие заказы. Для нас лучше создать несколько шаблонов, которые с продажи на стоках в течение нескольких лет принесут намного больше прибыли, чем какой-то один проект с одноразовой оплатой. Такой подход позволяет нам постоянно и планомерно расти также в рамках прибыли. 

Тарас, расскажите, на чем Вы сейчас сконцентрированы, и какие планы на будущее?

Будучи арт-директором компании, я постоянно анализирую рынок, чтобы выстроить эффективную стратегию развития. На нашем рынке все меняется очень быстро, одиночные авторы уходят с площадок. Сегодня наступило время доминирования крупных студий, как, например, наша. С самого начала мы очень активно росли, удваивались примерно каждый год. Сейчас мы точно входим в тройку самых крупных мировых студий. В наших планах расти и дальше масштабироваться.

Анна Попова