Бабка, немцы в деревне есть?
Граждане Германии активно заселяют российское Черноземье
Согласно отчетам ФМС, ежегодно из России за рубеж сбегают в поисках лучшей доли до 60 тысяч человек. Однако в последнее время наметилась и другая тенденция: граждане из Европы переезжают на ПМЖ в нашу страну, утверждая, что только здесь они могут реализовать свои мечты. Целая деревня немецких переселенцев образовалась на юге Воронежской области.
Старики хутора Атамановка хорошо помнят лето 1942 года, когда Воронежскую область захватили немецко-фашистские войска. Тогда, спасаясь от врага, местные жители были вынуждены бежать в леса. Сегодня же деревня возрождается именно благодаря переселенцам из Германии: коренных атамановцев тут оставалось не более трех десятков человек, в основном пенсионного возраста. Однако с 2006 года здешние края активно осваивают переехавшие на ПМЖ немцы. Новички скупили у хуторян ветхие хатки, которые сразу прыгнули в цене с 10 до 100 - 120 тысяч рублей.
САРТИСОН с женой и сыном, приехавшим к родителям на лето из ФРГ |
- В наши места едут за здоровой экологией и простором: на каждого эмигранта определено по 50 соток земли на домовладение, - объясняет глава криничанского сельского поселения, к которому относится и Атамановка, Елена Остапенко. - Мне не всегда просто находить с ними общий язык. Люди хотят создать здесь «немецкую слободу» с основными атрибутами цивилизации: магазином, газом (его надо тянуть от соседней большой деревни), Интернетом. Асфальт положили на последнем километре при въезде: говорят, их джипы буксуют на наших глинистых косогорах.
- По профессии я столяр, - рассказывает один из переселенцев, 39-летний Александр Винк. - В Германии была работа, но со временем я понял, что не сумею там реализовать мечту иметь землю, на которой посажу лесочек и выкопаю пруд. В ФРГ большой участок может купить только богатый человек. Рядовому гражданину положено максимум четыре сотки. И то существуют предписания, сколько из них ты можешь засеивать, какой высоты должны быть деревья (если выше - штраф).
12-летняя внучка Якова Дина побаивается козы Зорьки, но скотинку надо напоить |
- Мы с женой искали по Интернету подходящее место в России, чистое, без химии. Где можно разбить пасеку, где есть земля, способная тебя прокормить. Так и нашли свою Атамановку, - продолжает тему норвежский «викинг» Яков Сартисон. - Сейчас у нас двойное гражданство, пытаемся вытащить сюда троих детей и девятерых внуков.
Хуторяне относятся к переселенцам с недоверием. Не понимают, как можно променять цивилизованную Европу на российскую глухомань.
Дочери Ирэн - Эрике немного скучно в Атамановке |
- Мы сидели, общались с кем-то из наших, и во двор заглянул местный дедушка. Скривился, плюнул и ушел, бросив на прощание: «Странные вы. Не выпиваете, а веселые», - смеется Ирэн Шмунк, переехавшая в Атамановку несколько месяцев назад. - Раньше мы с дочерью жили в Нижней Саксонии: везде частная собственность - ограды, заборы. А у вас - такое раздолье и красота! Осенью приедет муж, и будем оформлять российское гражданство. Плохо только, что домик, купленный за 100 тысяч рублей, ломать придется. Развалюха.
13-летняя Эрика восторги матери не совсем разделяет. Белокурой фройляйн скучно без дискотек и вечеринок. А до единственной подруги километр сначала по дороге, потом по тропке. Причем именно этот факт - что асфальт в принципе может кончиться - почему-то возмущает юную немку больше всего. Хотя именно нормальная дорога для подобных «медвежьих углов» в России - большая редкость.