Реформенное безобразие

Новая пенсионная стратегия играет на руку чиновникам и олигархам

Новая пенсионная стратегия играет на руку чиновникам и олигархам

1 октября правительство РФ представило Владимиру ПУТИНУ «Стратегию развития пенсионной системы до 2030 года», разработанную Минтрудом и ПФР. Президент документ изучил и вернул на доработку - слишком много спорных моментов, нет четкой расчетной схемы, ряд жизненно важных позиций вообще не учитывается. Текст разместили в Интернете для всеобщего ознакомления. А экономисты, политологи, представители разных партий схлестнулись в яростной схватке, выдвигая аргументы «за» и «против» предложенной концепции.

Необходимость реформы объясняют дефицитом бюджета Пенсионного фонда (ПФ), который составляет более 1 трлн. руб. и пока латается за счет федерального бюджета. Собственных страховых отчислений на выплаты старикам ведомству не хватает, и можно представить, что будет лет через 30, когда, по прогнозам, число работающих граждан сравняется с количеством пенсионеров. Снизить объем федеральных вливаний в ПФ и стало главной задачей чиновников, разработавших «Стратегию…». С ней они худо-бедно справились, при этом интересы простых граждан, как всегда, оказались на десятом плане.

По новым правилам пенсия, размер которой должен быть не менее 40 процентов от утраченного заработка, станет напрямую зависеть от стажа. Идея не нова - так было в советское время, пока не ввели уравниловку, в результате которой тот, кто отработал полвека, стал получать столько же, сколько и тот, кто трудился всего пять лет. В «стратегии» выведена формула расчета пенсии: если 40 лет отчисляешь в ПФ 20 процентов заработка, на заслуженном отдыхе получишь те самые 40 процентов зарплаты. Отдельно оговорено, что на максимальные выплаты человек может рассчитывать в течение 20 лет: что будет на 21-й год, не понятно - предполагается, наверное, что дольше россияне не живут. Разработчики также забыли указать, как учитывать нестраховые периоды - декрет, отпуск по уходу за ребенком, учебу в вузе, службу в армии. Если все оставить, как есть, матерям и студентам, чтобы заработать стаж, придется вкалывать и по достижении пенсионного возраста.

Нечего копить

Второй пункт реформы - сокращение накопительной части в пользу распределительной с шести до двух процентов. По существующей сегодня схеме работодатель перечисляет 22 процента страховых взносов из фонда зарплаты предприятия в ПФ. Наша пенсия состоит из страховой части, которая сразу направляется на выплаты нынешним старикам и, хоть и отражается на лицевом счете, личными средствами работника не является. Это лишь индексируемые права на получение пенсии и обязательство государства перед гражданином. Реальными деньгами, которые можно вложить в ценные бумаги или передать по наследству, является накопительная часть. Именно ее и предлагают сократить, что вызвало самые яростные споры противников реформы. Предполагается, что это поможет сократить дефицит бюджета ПФ, поскольку высвободившиеся ресурсы можно бросить на текущие выплаты. Народу объясняют, что, по сути, вы ничего не теряете, ведь ваши деньги лежат мертвым грузом, и много накопить все равно не получится! Из-за осторожной политики государственных и частных управляющих компаний средства обесцениваются ростом инфляции (прибыль максимум восемь процентов в год при среднегодовой инфляции 10,1 процента). При отмене накопительной части ваш текущий баланс зафиксируется, переиндексируется и в будущем учтется при оформлении пенсии.

Аргумент «против»: эти деньги, пусть и не приносят доход, - наша собственность, которую пока нельзя ни отнять, ни перераспределить. В случае отмены накопительной части увеличится ответственность государства перед гражданами, и, если реформируемая пенсионная система рухнет, нас, ныне работающих россиян, ждет нищая старость.

Льготы только для богатых

Третья составляющая дефицита - льготные пенсии работников вредных и опасных производств. Решить проблему предполагается, перекладывая издержки на работодателей, которые должны отчислять за своих людей взносы по повышенным тарифам. Идея в принципе хорошая. Но, как считают скептики, российские олигархи, как правило, владеющие теми самыми опасными производствами, не захотят расставаться с лишней копеечкой. Проще вычеркнуть профессию из реестра вредных.

Надо учитывать, что новые тарифы опять-таки решат проблему сегодняшнего дня, так как средства пойдут на выплату нынешних пенсий. А что будет с «досрочниками» завтра? Если, к примеру, число работников на опасных предприятиях станет вдвое меньше, а пенсионеров, как сейчас? Повышать тарифы в два раза? Авторы «Стратегии…» об этом не задумываются.

К слову, независимые эксперты считают, что в реформе вообще нет серьезной необходимости. Ситуация не критическая, и дефицит ПФ - надуманная проблема. Федеральные вливания в фонд снижаются, в чем отчиталась Счетная палата: в 2012 году - 1,9 процента ВВП, в 2013-м - 1,7, в 2015-м - уже 1,1. А нынешние «дыры» можно было бы заткнуть одним простым решением: заставить олигархов и их клику отчислять страховые в ПФ со ВСЕХ своих доходов. Причем, платить богатые должны не по льготной, как сегодня, ставке, а повышенной. По существующим нормам 22 процента от зарплаты перечисляют только за тех, чья зарплата ниже 42,7 тыс. руб. Все, что свыше этого, облагается щадящим налогом - всего десять процентов!