Каренина — доставшая всех наркоманка, а мушкетеры — предатели Родины?

Анна добилась своего и стала жить с Вронским, но и этим оказалась недовольна

Взглянем на давно знакомые всем сюжеты с другой стороны. Возможно, в них все не так однозначно, как казалось на первый взгляд.

На днях дочь, разбирая шкафы, нашла свое старое пособие по подготовке к ЕГЭ. Предложила проверить себя и зачитала несколько заданий по литературе. Пришли к грустному выводу, что нынешних взрослых детей за 11 лет учебы совершенно не учили размышлять над смыслом художественного произведения. Вместо этого они тупо заучивают ФИО второстепенных персонажей, мелкие детали и значение терминов. То есть расшифровываешь, как в кроссворде, например, то такое столкновение характеров и идей («конфликт»), и высокий бал тебе обеспечен.

Впрочем, и в советской школе чаще всего обсуждение произведений сводилось к пересказу навязанного методичками штампа. Помню, поразил меня на уроке литературы вывод нашей учительницы о Лопахине из «Вишневого сада».

- Он ведь хотел на месте вырубленного сада построить дачи, - рассуждала она, расхаживая вдоль парт. - Дача - это не дом, там живут временно. Значит, Лопахин - временный, лишний человек.

Меня это тогда, мягко говоря, удивило. Раневская, значит, по заграницам каталась, денежки на любовника растратила, а теперь ноет, что же делать! И тут приходит человек с интересным бизнес-планом, предлагает не только спасти имение, но и заработать. Необходимо всего-то пожертвовать бесполезным садом. Нет, капризная баба начинает заламывать руки, страдать, в итоге лишается всего. И укатывает на выпрошенные у богатой тетки деньги в Париж. Мне отчего-то ее было совершенно не жалко.

Стандартные характеристики героев прочно осели в наших головах. Но попытайтесь перечитать классику в зрелом возрасте, отбросив навязанные учителями штампы. Уверена, что на многих персонажей вы посмотрите совершенно по-другому.

Один из самых ярких примеров - Печорин. Ведь кто он на самом-то деле? Циник и эгоист, презиравший людей, из мелкой мести и чувства собственного превосходства убивший бедного Грушницкого. С женщинами поступал низко. Но и Грушницкий, как бы его ни пытался обелить в знаменитом телеспектакле гениальный артист Андрей Миронов, тоже хорош! Задирал Печорина, распустил дурацкие слухи, оклеветал добропорядочную девушку, спровоцировал на подлую дуэль и до последнего не хотел признавать свою неправоту. Сам ведь нарвался, согласитесь.

Андрей Миронов пытался выставить Грушницкого невинной жертвой 

Злой дух Анны

А Каренина? Отчего многим она кажется тонко чувствующей женщиной, которая ради высокой любви пошла против устоев общества. Режиссеры многочисленных экранизаций сводят сюжет к банальному любовному треугольнику со страдающей героиней, благородным Вронским и упертым сухарем Карениным, лишившим Анну общения с сыном. Хотя Лев Николаевич четко обозначил: героиней владел злой дух.

Неуравновешенная, капризная, подлая, но всегда находившая оправдание для себя и обвинение для других. В начале романа отбивает Вронского у влюбленной в него Китти, доводя девушку до нервного срыва. Позже издевается над ней, только что родившей, - намекает, что и ее мужа Левина могла бы соблазнить.

Благородный Алексей Каренин предлагает супруге развод на выгодных условиях. Отказывается. Принимает беременной от любовника с условием соблюдать приличия и не водить того в дом. Приводит. Вы бы на месте Каренина не оградили ребенка от взбалмошной мамаши, ушедшей в загул морфинистки? А он еще и о новорожденной дочери от Вронского заботится. Ничего себе сухарь!

Даже Вронскому, которого Каренина так добивалась, достается. Всем надо вынести мозг, потому что мир должен крутиться только вокруг нее. Анна желает иметь власть над каждым, оказавшимся в ее орбите, и умело манипулирует людьми. Любит лишь одного человека - себя. Печальный финал - нежелание спасти от себя, запутавшейся, близких, а сиюминутный порыв психопатки-наркоманки.

Но подлой манипуляторшей как раз считают героиню «Унесенных ветром» Скарлет О’Хара. Мол, идет по головам ради собственной цели. Минуточку! Ради какой такой собственной? На нее, 17-летнюю, сваливается орава беспомощных людей - Мелани с грудным ребенком, брошенная взрослыми родственниками на произвол судьбы, обезумевший отец, сестры, домашние слуги, гордо заявляющие, что не рождены для работы на плантации.

Скарлетт идеально владела искусством обольщения. Кто ж мог представить, что оно понадобится ей, чтобы выжить и спасти семью 

А ведь ее к такому не готовили! Хорошенькая дочь богатого плантатора, всего-то и умевшая, что кокетничать, танцевать да развлекаться, должна была благополучно выйти замуж и вести праздную жизнь. Но приходится сбивать нежные ручки в кровавые мозоли, собирая хлопок, и искать способы выжить. Совета спросить не у кого, вот и выкручивается Скарлетт как может. Весь ее «грех» лишь в том, что цепляется за запретную любовь к чужому мужу - последнее, что осталось от беззаботных времен.

Мямля мечты

Часто на отношение к героям влияет выбор актера. Сыграй Гошу в ленте «Москва слезам не верит» не Алексей Баталов, стали бы миллионы советских женщин завидовать героине Веры Алентовой? А ведь тот еще подарочек - закомплексованный павлин, распушивший хвост только на том простом основании, что он мужчина. Сам придумал за Катерину ее работу, сам обиделся, когда выяснилось, что не угадал. При первом же недопонимании с любимой женщиной свалил за горизонт и забухал. Тоже мне, мужчина мечты…

Адреса своей коммуналки Гоша любимой женщине не оставил. Но вспомните, каким оценивающим взглядом рассматривал ее двушку 

Как, впрочем, и Женя Лукашин из «Иронии судьбы». Мямля, до 30 лет проживший с мамой и боявшийся жениться на Гале, но спьяну осмелевший, я бы даже сказала, охамевший. Неужели кто-то верил, что это счастливая ирония судьбы Нади, бросившейся от спокойного уравновешенного Ипполита за похмельным незнакомцем в Москву?

А за что Самохвалова из «Служебного романа» считают подлецом? Жил себе человек, никого не трогал. Карьеру делал, жену любил. И тут бывшая однокурсница, замужняя, между прочим, начинает доставать признаниями в любви. Ну раз намекнул, два - она не отвязывается. Вот и психанул.

Ольга бросалась на Самохвалова даже на глазах у его жены 

Мушкетеры-предатели

«Признак взросления - когда в «Трех мушкетерах» начинаешь болеть за Ришелье - государственника, которому мотали нервы четыре алкоголика, три проститутки и дегенерат в короне», - это рассуждение захватило Интернет пару лет назад, побудив многих перечитать книгу Дюма, а также восстановить знания по средневековой истории.

Итак. В разгаре Тридцатилетняя война. Англичане активно помогают противникам Франции. Но бравые мушкетеры спасают герцога Бекингэма не только из истории с подвесками, но и его убийство предотвратить пытаются. Такое вообще-то на государственную измену тянет.

Попойки и драки - основное занятие мушкетеров. Вас бы устроили такие защитники страны? 

Герои без продыха бухают, ввязываются в дуэли с гвардейцами кардинала (и это во время войны!), не платят по счетам. Слугу, напомнившего о жалованье, Д’Артаньян избивает, галантерейщика Буанасье, которому давно задолжал за квартиру, позволяет забрать полиции. А ведь обещал тому защиту и помощь в поисках пропавшей жены, за что требовал кормить и поить его с дружками-собутыльниками. Жена, как известно, нашлась, гасконец и ее оприходовал.

Солдафон Портос, живущий на содержании у 50-летней мещанки, алкаш Атос с темным прошлым графа-самодура, казнивший безвинную, как потом выяснится, 16-летнюю жену, подозрительно женственный Арамис, слишком волновавшийся о собственной внешности, - хороши защитнички…

Преображенский-отец и Шариков-ребенок не поняли друг друга 

Ну и, наконец, о главном герое «Собачьего сердца». Выбросите из головы образы, созданные великолепным актерским ансамблем в картине Владимира Бортко, и перечитайте внимательно произведение Булгакова. Вам Шарикова не жалко? Ему ж, как человеку, неделя от роду была, а он уже работать устроился, чтобы не висеть на шее у «родителя». Костюм-галстук надел, книжки читать пытался. Профессор Преображенский мог бы ему качественную литературу подсунуть, образовывать подопечного. Зачем же книгу в печь! Высокомерный сноб, слова Шарикову сказать не давал. Но ведь пересадить гипофиз мало. Настоящего человека воспитывать надо. А Филипп Филиппович поленился. Собаку-то дрессировать куда проще.

Или у вас другое мнение? Попробуйте перечитать классику и пересмотреть старые фильмы, - поверьте, вы не раз удивитесь.