«Идеи повсюду, надо уметь их видеть»: Расул Расулов о нестандартных подходах в развитии бизнеса
Бизнес-аналитики на Международном экономическом форуме включили креативность в топ-10 навыков, которые будут необходимы к 2025 году.
Впрочем, способность видеть под другим углом всегда двигала прогресс: автомобили, самолеты и телевизоры тоже когда-то были в диковинку и изначально существовали лишь в сознании своих изобретателей. Так происходит и в современном бизнесе. Хорошая иллюстрация – создатель компании “SimStar” из Симферополя Расул Расулов. Креативное мышление позволило ему создать телеком-бизнес, когда ничего подобного ни в родном городе, ни в стране ещё не было. Умение нестандартно смотреть на задачи и их решение позволило без инвестиций построить компанию с годовым оборотом свыше миллиона долларов США и задавать стандарты ведения бизнеса и услуг конкурентам. Личными секретами успеха он поделился с корреспондентом Экспресс газеты.
Из дизайна – в телеком-бизнес
Провайдер “SimStar” в Симферополе хорошо известен, компания одной из первых начала предоставлять услугу подключения к мировой сети в конце 1990-х. Что такое телеком-бизнес, никто ещё не знал. Даже его создатель Расул Расулов начинал дело как хобби. В то время он был студентом, учился в университете на переводчика с английского языка и зарабатывал на компьютерном дизайне рекламных объявлений, афиш и постеров для разных компаний города. Первая сеть, которую он построил, не имела выхода в Интернет и состояла всего из двух компьютеров. Он протянул кабель в соседний подъезд в квартиру друга, понял, что локальная сеть сильно увеличивает возможности одной машины, и начал подключать к сети других соседей по дому. Когда число абонентов выросло до 17, Расул увидел в сети перспективу для бизнеса. В то время локальные сети на общественных началах такие же энтузиасты, как Расул, создавали и в других домах Симферополя, но из-за отсутствия средств на ремонт аварии на линии устранялись долго.
“Как-то я прочитал книгу “Стратегия голубого океана”, которая перевернула мой мир. Книга научила меня видеть возможности там, где их никто не видит, – вспоминает бизнесмен. – В один прекрасный вечер у меня случилось озарение: а почему бы не брать абонентскую плату с пользователей моей маленькой сети, а взамен давать им комфорт и восстановление связи после гроз и поломок”.
Идея сработала. Оказалось, что людям проще знать, что у сети есть один владелец, регулярно платить ему небольшие деньги и ни о чём не беспокоиться, чем совместно отвечать за общее хозяйство и экстренно скидываться на ремонт. Локальная сеть начала расти. Дизайнер-фрилансер постепенно переориентировался на новое бизнес-направление, но из предыдущей профессии перенёс навык, который позволил ему стать инноватором в новое дело – творческий подход. На бизнес Расул всегда смотрел, как на холст бумаги, где можно разными инструментами и красками рисовать всё, что захочешь.
“Вы создаете настроение внутри компании. Вы устанавливаете правила и ограничения. За 20 лет я повидал множество интернет-компаний, и каждая отличалась от другой, – делится Расул. – Своим сотрудникам вы показываете горизонты, которые они могут достичь вместе с вами. Вы можете быть внимательными к сотрудникам, а можете с ними даже не здороваться – наблюдал такое у некоторых конкурентов”.
По словам Расула Расулова, своих сотрудников с момента создания компании он ставил выше себя: ценил и прислушивался к потребностям каждого. Искренние и открытые отношения с работниками, говорит бизнесмен, позволяли развивать в коллективе нематериальную мотивацию и преданность сотрудников компании.
Генератор идей
С появлением в городе доступного Интернета число абонентов в сети “SimStar” выросло в 10 раз. Самым сложным был начальный период: перенимать опыт было попросту не у кого. Расул изобретал решения практически каждый день. Когда заявки на подключение к его сети начали поступать из других районов, бизнесмен столкнулся с технической проблемой – нехватка оборудования в продаже. Кабель, который он использовал для подключения соседей, мог передавать сигнал только на 100 метров. Оптоволоконные провода было сложно достать и стоили они не подъёмно дорого. Расул нашёл выход.
“Я выяснил, что в три раза большее расстояние затухания сигнала у кабеля, которым пользуются военные. Договорился с ними, и они продавали нам со своих складов этот советский ещё кабель. Мы его по уличным столбам начали тянуть в соседние районы, и это позволило в разы увеличить охват абонентов,” – говорит бизнесмен.
Делать то, чего никто ещё не делал, и находить нестандартные решения приходилось практически каждый день. Чтобы уберечь оборудование, которое сгорало во время частых гроз, Расул и его команда нашли микросхемы и спаяли защитные устройства. А когда стало ясно, что принимать наличную оплату от большого количества абонентов неудобно, Расул сделал скретч-карты и начал продавать их в разных магазинах. Бизнесмен говорит, что телеком-бизнес – один из самых стабильных и прибыльных, и единственное, что может вызвать кризис – человеческий фактор. С ростом компании, росло и количество сотрудников, решать приходилось уже не только технические проблемы, но и сложные ситуации в коллективе.
“Не все руководители хотят расти и развиваться, и с такими приходилось прощаться, – вспоминает Расул. – Иногда казалось, что компания развалится, если уволить директора, но если это сделать грамотно, то он останется лучшим другом компании после увольнения. Я убежден, что перед тем, как ругать кого-то, сначала нужно искренне его похвалить за заслуги - а они найдутся всегда”.
Этот подход позволил владельцу бизнесу цивилизованно прощаться с руководителями, которые не были готовы расти со скоростью развития компании, сохранив с ними партнёрские отношения. Расул всё время стремился и стремится масштабировать бизнес, говорит, что хочет приносить пользу в том числе другим компаниям. Бизнесмен регулярно участвует в конференциях, ездит на отраслевые выставки и общается с коллегами из других отраслей, чтобы искать новые идеи для развития.
Так он узнал об одной из компаний-застройщиков, которая хотела в своих домах устанавливать телеком сети и обслуживать их после заселения жильцов, однако своими силами не справилась. Расул Расулов увидел в этой истории новое интересное для своего бизнеса направление – создание франшизы. Он изучил рынок, оказалось, что подходящих предложений нет, так появился проект “Твой дом телеком”. В пакет франшизы входит целый спектр услуг: от составления сметы и подготовки бизнес-процессов, установки и отладки оборудования до сбора и анализа информации о конкурентах и расчётов тарифа для жильцов.
“Мы хотели сделать франшизу максимально простой – включайся и получай доход – и у нас получилось. Компании нужно только оплатить по себестоимости все материалы и работы на строительство сети, материалы и все работы, сам проект. А дальше – получать свою долю, 70 % прибыли,” – объясняет бизнесмен.
Франшизу у “SimStar” купили две строительные компании и уже вышли на самостоятельное управление как провайдеры. Решение оказалось выгодным и для них, и для жителей их домов. Застройщики получили возможность получать доход и после завершения строительства, а жильцы – комфорт, аккуратные подъезды без паутины проводов.
Франшиза подходит не только для застройщиков. Ещё одну лицензию купила компания CityNet в Ташкенте. За полгода персонал “SimStar” построил для неё сеть на весь город, настроил оборудование, набрал и обучил 50 сотрудников. Сейчас это полностью самостоятельная компания. За полтора года сотрудничества с Расулом Расуловым её стоимость с нуля выросла до $1,2 млн.
Франшиза также включает установку и настройку системы CRM собственного производства “Simbill”, которая учитывает факторы, необходимые для ведения дел в телекоммуникационной сфере. В отличие от других провайдеров компания Расула готова брать на себя полное управление, маркетинговые стратегии и дистанционный контроль оборудования. На местах нужны только люди, которые физически будут подключать абонентов и выполнять рекламную работу. Расул Расулов в очередной раз доказал, что региональная компания-провайдер способна определять тренды и устанавливать стандарты не только для ближайших конкурентов или партнёров, но и компаниям в других странах.
Создатели стандартов
Способность Расула Расулова мыслить креативно стимулирует появление нововведений в телеком-бизнесе Симферополя. Постоянные инновации фактически стали стилем бизнесмена. Он регулярно задает планку развития своим конкурентам, придумывая новые подходы в решении задач или новые услуги, которые перенимают другие компании. Его личные открытия распространились и в соседние регионы. К Расулу Расулову обращаются за консультациями по организации и ведению телеком-бизнеса.
“Мы консультировали очень больших операторов, таких как “Уфанет” и “Севстар” по нашим инновациям, которые они тоже успешно внедрили,” – говорит Расул Расулов.
“SimStar” за 20 лет развития привнесла в телеком-отрасль немало новых идей, которые позволяют ей развиваться быстрее других. Созданный отдел прямых продаж, когда агенты компании ходят по квартирам и лично предлагают услуги жильцам, другие провайдеры сначала назвали неэтичным способом вести бизнес, но увидев, как этот метод увеличивает абонентскую базу, тоже взяли его на вооружение. Подход Расула работает ещё и потому, что агенты компании предлагают необычные для города услуги. Некоторые из них бизнесмен придумал в качестве бесплатного приложения к услуге “Интернет”. Например, дополнительно подключить кабельное телевидение (аналоговое, цифровое и IPTV) или видеонаблюдение в подъезде и вокруг дома. Компания первой в городе начала устанавливать современные домофоны с искусственным интеллектом, который может распознавать лица жителей подъезда.
Одной из сильных своих сторон бизнесмен называет знания в сфере маркетинга, которые он получил, работая дизайнером в студенчестве и после, изучая специальную литературу. Благодаря этому компания Расула умеет не только создавать уникальные предложения, но и рассказывать о них горожанам с пользой для них. Предприниматель решил, что реклама должна быть полезной. Он начал распространять зеркала для лифтов, адресные таблички для домов и таблички, информирующие о видеонаблюдении, на которых разместил сообщения об услугах компании. Так для адресных табличек он сам разработал макет и заказал пятьсот экземпляров для домов, на которых адрес не был никак обозначен. Соединять создание комфорта для клиентов с выгодой для компании – одно из важных умений Расула Расулова.
“Мы первые начали предлагать клиентам такую бонусную систему лояльности, когда абоненты получали скидку на абонентскую плату после определённого стажа пользования услугами нашей компании. Эту идею я подсмотрел в игре World of Tanks, – говорит бизнесмен. – Мне кажется хорошие идеи для бизнеса есть повсюду, главное, уметь их видеть”.
Настоящий фурор в телеком-бизнесе произвела CRM-система (Customer Relationship Management, способ управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации бизнес-процессов – прим. ред.), которую Расул Расулов придумал для собственного удобства управления бизнесом. Оказалось, что она превосходит все, что на тот момент предлагал рынок.
В среднем, оператору связи нужно около пяти различных программ для ведения бизнеса. Это бухгалтерский учёт и складской, система контроля активного оборудования и оповещения о неполадках, система контроля за сотрудниками и учёта их рабочего времени, а также система ведения проектов и их контроль с визуализацией всех процессов в виде дэшбордов и графиков. Всё это Расул решил объединить в одной удобной системе. Таким образом, вместо пяти не связанных между собой программ Redmine, 1C, UserSide, Zabbix, Mapinfo достаточно открыть одну и увидеть все показатели компании на одной странице, как на приборной панели в автомобиле. Разные данные стало проще анализировать. При этом программа работает быстро. Уникальный биллинг облегчил работу всех отделов компании. А вскоре на разработку провайдера “SimStar”, систему “SimBill”, нашлись заказчики. Клиенты были рады заменить множество разрозненных программ, документов и таблиц на единую систему.
“Все коллеги без исключения оставались под большим впечатлением после демонстрации возможностей нашей CRM-системы. Вы видите свои продажи, эффективность работы каждого сотрудника, приток денег, расходы и многое другое. Таким было мое видение управления бизнесом, и это оказалось свежим взглядом на вещи. Поэтому я уверен, что каждый бизнесмен – художник,” – говорит Расул Расулов.
Руководитель видит все показатели, может посмотреть показатели работы каждого сотрудника за считанные минуты – данные формируются автоматически. Можно делать объявления для работников на главной странице или раздавать поручения, прикрепляя нужные файлы к сообщению. CRM-система, которую Расул придумал для своей компании, облегчает коммуникацию и между отделами. Например, если поступает заявка от абонента, оператор видит все данные по клиенту и его обращениям, затем он заходит в таблицу с графиком технических специалистов и ставит им задачу. В системе виден статус заявки и, если её исполнение откладывается по вине клиента, это тоже видно. Система также просчитывает зарплаты техников в зависимости от количества выполненных заявок. В биллинг компании “SimStar” интегрирован модуль работы с телефонией, это позволяет отслеживать загруженность колл-центра и выстраивать график работы операторов. Это позволило значительно снизить количество пропущенных звонков.
Важными опциями своей CRM-системы Расул называет безопасность, контроль всех нужных показателей, быстрый перенос данных и бесконечные возможности расширения производительности программы.
Особенность и главное преимущество авторской системы управления заключается в том, что её можно настроить индивидуально под нужды заказчика. Расул убеждён, что любой бизнес уникален, как и его руководители, а значит единого решения для всех нет. У его CRM-системы есть базовый функционал, за отдельную плату “SimStar” дописывает специфический под потребности конкретного заказчика. Среди первых таких крупных покупателей биллинга стала московская компания “Инфокос”, которая обслуживает 120 тысяч абонентов.
Польза обществу
Компания Расула Расулова оказала влияние на качество жизни не только своих абонентов, но и Симферополя в целом. Маркетинговая программа “SimStar” по установке видеонаблюдения для привлечения абонентов принесла огромную пользу для города. С первых дней установки камер провайдер активно сотрудничал с полицией. Сотрудники правоохранительных органов регулярно обращались к компании с просьбой предоставить видеозапись в момент совершения преступления. По официальной статистике, в тех местах, где были установлены камеры наблюдения, число преступлений снизилось на 78 %.
“Постепенно мы начали устанавливать камеры не только для маркетинговых целей, но также для общественного порядка. Так появились сотни камер в парках и аллеях, где обычно люди гуляют по вечерам. На дорожных перекрестках и пешеходных переходах. И наши абоненты имели доступ к камерам на своём доме и к общим камерам города,” – рассказывает предприниматель.
Полиция отметила вклад провайдера в безопасность Симферополя официальным благодарственным письмом. Так коммерческая изначально услуга стала и социальной. Всего в общественных местах в разных районах города компания на собственные средства установила более 1000 камер уличного наблюдения. Заниматься благотворительностью провайдеру позволял успешный рост бизнеса, который стимулировали инновации Расула Расулова. Ежегодный прирост абонентской базы составлял порядка 20 %.
“Очень важно приятно удивлять людей и неприятно удивлять конкурентов. Часто с минимальными усилиями можно получить большой приток абонентов, а, соответственно, и средств для развития и благотворительности,” – говорит бизнесмен.
Бизнес в удовольствие
Ведение и развитие бизнеса должны быть в удовольствие, уверен Расул Расулов. Когда он начинал развивать свое дело в далёкие теперь 1990-е, выражение “креативное мышление” ещё не было в ходу, но именно оно помогало предпринимателю находить решения для непростых задач с лёгкостью художника. Бизнес он начинал на собственном энтузиазме и без единого кредита. Постоянное стремление к развитию, умение принимать нестандартные решения и управленческие таланты помогли Расулу вывести “SimStar” в лидеры рынка телекоммуникационной связи и создать рабочие места в городе для более 60 человек. При этом личный рост сотрудников и их профессиональное развитие предприниматель сделал одним из главных правил в компании. Он стимулирует работников читать книги по развитию бизнес мышления и регулярно организует для них образовательные тренинги. Это помогает им лучше понимать принципы предпринимательства, а значит, принимать самостоятельные решения, выгодные для общего дела.
Благодаря управлению Расула и его инновационным идеям за последние пять лет оборот компании вырос в 2,7 раз, с 36 млн рублей до 98 млн рублей, а в городе появились услуги и сервисы, которые теперь перенимают другие компании. В том числе в других регионах и за границей.
“Свобода бизнес-творчества есть у каждого и без финансовой подушки. Нужно просто быть чем-то увлеченным. В каждой сфере есть возможности. Поэтому я испытывал счастье с первого дня начала своего бизнеса, – признаётся Расул. – Я получал удовольствие, изучая бизнес всё глубже”.
Сейчас предприниматель планирует развивать новое коммерческое направление. Уже начал разрабатывать собственный продукт в сфере туризма. Как и в случае с телекомом, фундамент для бизнеса создаёт сам и своими руками. Начинающим предпринимателям советует не бояться мечтать и учиться новому. Он убеждён, что главное в бизнесе – ставить цель, не бояться устанавливать собственные стандарты и не оглядываться на более крупных конкурентов.
“Чем крупнее компания, тем менее она разворотлива, – делится опытом Расул Расулов. – Не слушайте тех, кто говорит, что у вас ничего не получится. Мои кости блестели в начале карьеры, потому что меня обсуждали в каждом баре те, кто меня знает, видя мой стремительный успех. И у всех были идеи, как бы они сделали лучше, но они просто говорили, а я делал. Не слушайте никого, берите и делайте”.
Анна Попова