История советской косметики. Диковинные средства, которые делали наших бабушек и мам писаными красавицами

Картина художника Валерия БАРЫКИНА
Ленинградская фабрика «Грим», основанная в 1935 году, поначалу выпускавшая профессиональную косметику для артистов театра, кино и телевидения, не прекращала производство даже во время войны

Негромкую, но очень важную дату чуть не пропустила страна. Точнее, ее прекрасная половина. 70 лет назад, в 1947-м, расположенная в Северной столице фабрика «Грим» наладила выпуск туши «Ленинградская», до боли знакомой многим из нас по маминой или бабушкиной косметичке. Плевалка, поплюйка, плевачка, самоплюйка, плюм-визаж - у нее было много названий, но эффект один: густые, смоляные ресницы чуть не до бровей и миллионы сраженных бархатным взглядом мужчин. Удивительное дело: тушь в заветной коробочке продается и сегодня, и у нее по-прежнему есть почитательницы.

Черный брусочек, который следует развести водой или хорошенько наслюнявить, и щеточка, напоминающая маленькую зубную, при ежедневном тренинге творили чудеса. Дабы ресницы не слипались, их разделяли иголкой или булавкой. Чтобы избежать эффекта паучьих лапок и получить кукольные реснички, нужно было, намочив щеточку, сразу же наносить краску на ресницы, пока не высохла. Придать соблазнительный изгиб помогали раскаленные нож или ложка. Для суперобъема реснички перед покрытием тушью припудривали или слегка присыпали тальком или зубным порошком. В состав чудо-средства входило мыло, поэтому плакать, чихать, зевать или хохотать было больно до слез. Но все остальные ингредиенты: стеарин, воск пчелиный, церезин, масло вазелиновое, сажа, отдушка - раздражения не вызывали и подходили абсолютно всем.

В СССР сделать стрижку, окрашивание или укладку было недорого даже у хорошего мастера (таким процесс наведения красоты в тот период видит художник Валерий БАРЫКИН)

Ленинградская фабрика «Грим», основанная в 1935 году, поначалу выпускавшая профессиональную косметику для артистов театра, кино и телевидения, не прекращала производство даже во время войны. Помимо туши, «Грим» радовал потребительниц и другими полезными штуками - «Ланолиновым молочком», «Березовым кремом» и рассыпчатой пудрой в винтажных коробочках с чарующими названиями «Золушка», «Волшебная», «Вечерняя», «Фестиваль». Говорят, что, когда представители фабрики попросили поэта Михаила Дудина придумать стишок для рекламы одной из них, тот выдал: «Красавицей станет любая лахудра, ей в этом поможет «Волшебная» пудра». Мастера слова поблагодарили, но больше не звонили.

Чтобы стать «пергидрольной блондинкой» а-ля Мэрилин МОНРО, девушки нещадно жгли волосы перекисью водорода

Сегодня под маркой фабрики «Грим» работают производители, которые к легендарному предприятию отношения не имеют - несколько лет назад оно прекратило работу. Косметика, которая сейчас появляется на прилавках, по качеству мало чем отличается от прежней, но все-таки это не оригинальный продукт.

К сожалению - или к счастью, мало из того, чем наводили красоту советские женщины, дошло до наших времен. Но для каждой красавицы эти вещи были сакральными, потому заслуживают отдельного упоминания.

Тени прошлого

Продолжая тему макияжа глаз, осветим вопрос с тенями. Самая распространенная - голубая, зеленая или серая гамма - шла абсолютно всем хотя бы потому, что другой не было. Вспомните праздничную растушевку над глазами у Нади из «Иронии судьбы». Чуть позже с аналогичной палитрой появилась преображенная Людмила Прокофьевна в «Служебном романе».

Тенями приторговывали цыганки, толкая в массы шашки, заполненные толчеными цветными мелками и зубным порошком.

Разнообразие началось с ввоза в страну иностранных образцов. В начале 90-х польскую косметику Ruby Rose с выдвигающимися ящичками распределяли на предприятиях по отделам. Те, кому красота не доставалась, распускали злобные слухи, что за границей этой косметикой мажут покойников.

Забить стрелку

Идеально ровные стрелки - удел виртуозов. Как ни странно, имея под рукой лишь карандаш из канцтоваров, который тоже следовало смочить слюной, «рисовать глаза» умели все. Некоторые умудрялись выводить стрелки тушью и заточенной спичкой или тонкой кисточкой.

Не в бровь, а в глаз

Карандашом рисовались и брови - непременно выщипанные в ниточку, для чего в ход шел чертежный рейсфедер. Для долговременной окраски использовался урзол, который прорисовывался на коже покруче, чем татуаж Анастасии Волочковой.

Губа не дура

Теперь о помадах. Цветового разнообразия, понятно, не было, а потому каждый тюбик вымазывался подчистую с помощью спички или кисточки для рисования. Благодаря входящему в состав пигменту кармину след от помады держался на губах несколько дней. У многих советских мам была такая фишка: дабы оградить дочурок от преждевременных соблазнов, они говорили, что помаду делают из спермы быков. Помадой рисовали и румяна - как делают нынешние продвинутые визажисты. В 80-е достойным приобретением считались прибалтийский Dzintars и сделанная в Польше итальянская Pupa. Польский же «Блеск на уста» придавал губам соблазнительное сияние и объем. Это функцию с успехом выполнял вазелин, о баночку которого при открытии было сломано немало ногтей.

Когда режиссёр театра «Современник» Галина ВОЛЧЕК сама играла на сцене, она пользовалась профессиональной косметикой ленинградской фабрики «Грим», позволяющей создавать эффектный макияж

Попасть в тон

Тональный крем - конечно, «Балет» московской фабрики «Свобода». Чтобы лицо не выглядело маской, «тон» смешивали с увлажняющим кремом. Или с тальком, и тогда он намертво прилипал к коже. Самые отчаянные в начале лета «Балетом» натирали ноги - «для загара».

Заговорили о кремах, и навеяло - из детства. Соседка-первокурсница Лена чем-то таким намазалась - и покрылась сыпью. Некоторое время она ходила, прикрывая лицо платочком, даже на свидания к жениху, курсанту военного училища, бегала, прихватив свой платочек. Но нам, малышне, взрослая Лена так нравилась, что даже ее временное несовершенство казалось очаровательным. Подражая ей, семилетние дурочки разгуливали по двору, манерно прижимая к пухлым щекам видавшие виды тряпочки.

Лаковая миниатюра

В советские лаки добавляли чернила из стержней, дабы получить интересный сиренево-лиловый тон. Зеленка тоже располагала к экспериментам. В 80-е, когда в моду вошел яркий маникюр, большой удачей считалось раздобыть американский лак KiKi с блестками, после которого ногти отчаянно желтели, слоились и ломались. Для снятия этого великолепия часто пользовались ацетоном - специальная жидкость была в дефиците.

Запудрить мозги

В 70 - 80-е годы на фабрике «Новая Заря» изготавливали довольно много видов пудры - причем из натуральных ингредиентов. Ее делили по сортам в зависимости от качества входящих в состав веществ и отдушек. «Красная Москва», например, относилась к высшему сорту. А «Ландыш», «Жасмин», «Фиалка» - к дешевому третьему. Пудра выпускалась по типу кожи - для сухой или жирной. Некоторые смешивали рассыпчатую пудру с детским кремом и получали вполне приличное тональное средство.

Просто «Прелесть»

Модные укладки требовали жертв - наши мамы каждый ночь спасли на железных бигуди. Зато все были с кудрями. Некоторые предпочитали электрические бигуди «Локон» или термобигуди, которые нагревали в кастрюльке с водой. Великолепие на голове закреплялось лаком «Прелесть». В пору начесов и челок колом это средство действовало безотказно. За неимением лака модницы обходились пивом и сахарным сиропом.

После таких испытаний локонам требовалась реабилитация. Самым крутым народным рецептом считалась кашица из натертого или мелко рубленного лука. В нее добавляли репейное масло, а смывали водой с добавлением уксуса. Отваром шелухи лука добивались золотистого отлива.


На дух переношу

Капельку советского парфюма, который завершал изысканный образ, достать была не проблема. «Белая сирень», «Лесной ландыш», «Роза», «Фиалка», «Красный мак», «Каменный цветок», легендарная «Красная Москва» украшали трюмо и комоды многих дам. «Ландыш серебристый» был особенно популярен: им эффективно лечили мигрени.

КСТАТИ

«Столпы» косметической промышленности в СССР - московские фабрики «Свобода» и «Новая заря». Первая основана на базе парфюмерного предприятия француза Альфонса Ралле. Вторая - «наследница» мыловаренной лаборатории Генриха Брокара, российского предпринимателя с французскими корнями. Обе фабрики были открыты в середине XIX века, а после Октябрьской революции национализированы.

ПРИКИНЬ!

Древние римляне считали, что ресницы выпадают из-за насыщенной сексуальной жизни. Длинные и черные ресницы подтверждали невинность и целомудрие женщины.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Объединяем все грани красоты
Надежда Суетина о работе менеджера по продукту и трендах в бьюти-индустрии: «В индустрии красоты важно быть креативным»