Константин Малорошвило: «Для успешного функционирования и развития бизнеса предельно важно, чтобы все этапы и процессы в компании были прозрачны»

Константин Малорошвило
Константин Малорошвило
Сегодня все сферы бизнеса переживают активный процесс цифровизации, а управление бизнес-процессами и их оптимизация становятся ключевыми задачами для предпринимателей. Но для Константина Малорошвило такие задачи — часть отработанной стратегии развития своего дела. Константин — основатель и владелец компании iGorod — сети магазинов цифровой техники. Свой путь в деловом мире он начинал с продажи техники Apple, а сейчас за его плечами опыт открытия и развития восьми компаний в сфере торговли. Мы поговорили с Константином о его карьерном пути и важных факторах успеха для предпринимателя.

Расскажите, как у вас появилась идея по созданию собственного бизнеса?

Это может выглядеть, как начало классической истории успеха, но в действительности на старте было лишь большое желание развивать свой собственный бизнес и зарабатывать деньги, будучи ответственным только перед собой. Я всю жизнь увлекался техникой: уже в 13-14 лет перепрошивал, обновлял, а потом продавал на Avito популярную на тот момент технику брендов Nokia, Siemens и подобных. У меня всегда была какая-то особенная любовь к мобильной технике.

В студенческие годы я несколько раз ездил в США по программе Work and Travel. Это были 2010-е и российский рынок существенно отставал от американского. Я понял, что возить технику из США и продавать в России может быть финансово целесообразно, поэтому начал работать в этом направлении, открыл бизнес. Первым этапом было создание интернет-магазина. На тот момент я заканчивал пятый курс университета и запускал проект, который впоследствии вырос в целую сеть магазинов техники Apple. Были периоды, когда наша сеть состояла из 25 магазинов.

Какими своими управленческими решениями вы гордитесь больше всего?

В процессе развития мы экспериментировали с нашей системой KPI, постоянно мотивировали сотрудников на новые результаты. В какой-то момент мы настолько сильно ее усложнили, что некоторые перестали понимать, за что именно они получают зарплату. Сейчас она адаптирована под каждого конкретного специалиста. У ключевых работников она более сложная, это позволяет раскрыть их потенциал и сделать процесс формирования дохода и выполнения планов максимально прозрачным. Чем ниже ранг сотрудника, тем проще система KPI.

Важным этапом для компании был момент, когда мы систематизировали финансы. На стадии становления бизнеса и меня как предпринимателя мы прошли через все проблемы, какие только возможны в нашей сфере. Но сейчас мы четко контролируем все финансовые процессы на предприятии.

Скажите, как лучше всего выстраивать систему мотивации сотрудников?

Зависит от масштабов организации и сложности системы управления. В сети iGorod у нас четырехуровневая система управления, для каждого разработана своя система мотивации. Например, топ-менеджмент больше привязан к чистой прибыли компании, это один из главных показателей. Если мы берем специалистов отдела продаж, то здесь больше работает индивидуальная мотивация. Соответственно, каждый менеджер прорабатывает эти вопросы со своими подчиненными персонально. Сама задача наладить систему мотивации сотрудников очень комплексная, и денежная мотивация часто не самая основная.

Как вы пришли к запуску направления нового бизнеса? И как вам удается совмещать управление несколькими крупными организациями?

Мне всегда была интересна недвижимость, ее строительство и продажа. И когда появилась возможность попробовать это направление, я погрузился в него на 100%. Со временем возникла необходимость оптимизировать и систематизировать iGorod, чтобы компания могла развиваться без моего постоянного участия. Идеальным решением оказалось создание франшизы. Некоторыми партнерами стали мои сотрудники, занимавшие позиции топ-менеджеров. Часть магазинов были выкуплены ими, часть была куплена с нуля просто по франшизе новыми партнерами, в рамках бренда началось значительное расширение. Но главное, что такой шаг позволил мне делегировать операционную деятельность. На текущий момент я принимаю участие только в стратегических вопросах развития, что позволяет мне акцентировать внимание на новых проектах.

Как вы считаете, в чем ваша самая сильная сторона как предпринимателя?

Самой сильной своей предпринимательской чертой, я считаю, является умение выстраивать системы и ориентированность на оптимизацию всех процессов и максимальную цифровизацию. Для успешного функционирования и развития бизнеса предельно важно, чтобы все этапы и процессы компании были прозрачны. Например, если мы берем CRM, то я как руководитель должен видеть полностью весь путь клиента от самого начала до завершения сделки, а также что происходит с ним дальше. В принципе, это и есть назначение данной программы. Инструмент хороший, но он будет работать только в том случае, если руководитель сам следит за выполнением всех функций и за внедрением системы.

Константин, как ваш предпринимательский опыт помогает вам в развитии компаний на новых рынках?

В какой-то момент я для себя понял, что глобально нет разницы в том, что продавать. Основные принципы и система являются одинаковыми во всех нишах и на всех рынках. Самое главное, сосредоточиться на актуальном для потребителя товаре, вокруг которого формируется спрос. Важно также иметь обоснованную уверенность, что данный товар будет актуален на длительном отрезке времени. К примеру, возьмем телефоны, компьютеры и связанную с ними техника - это направление будет актуально еще очень долгое время, сегодня даже невозможно представить свою жизнь без этой техники. После определения центрального товара или услуги уже необходимо выстраивать маркетинговую систему и работу отдела продаж, постоянно развивая и оптимизируя все бизнес-процессы. Всего в моей карьере было 8 различных бизнесов, которые были связаны со сферой продаж.

Расскажите, какими темпами развивалась ваша компания “iGorod”?

На первом этапе, в 2011 году я зарабатывал в месяц около 70 тыс. рублей. А средняя зарплата по городу была только 15 тыс. рублей. На тот момент для меня это были очень большие деньги. Тогда был только интернет-магазин, а я делал все полностью сам.

Следующим шагом стало активное развитие бизнеса: мы нанимали новых сотрудников, открывали новые точки. К этому моменту чистая прибыль выросла примерно в 5-10 раз, то есть была в районе 350-700 тыс. рублей. Но на стадии активного роста практически все заработанные деньги мы вкладывали в открытие новых магазинов. Бывало, что за месяц мы открывали несколько новых точек.

В качестве третьего этапа я бы хотел выделить приход в мою компанию нового менеджера, моего партнера, с которым мы и сегодня работаем. Ко мне он перешел из федеральной компании с совершенно новым для меня взглядом на бизнес и возможностями роста. Благодаря совместной работе в рамках этого условного третьего этапа компания показала рост еще в 10 раз. А уже к 2017 году мы изменили стратегию развития и начали формировать франшизу.

Какой совет вы могли бы дать предпринимателям по развитию своего дела?

Я убежден, что постоянное обучение и поиск источников мотивации являются ключевыми для успешного предпринимателя. В сегодняшнем бизнес-мире, где практически в любой нише присутствует ожесточенная конкуренция, важно использовать образование, профессиональную литературу и путешествия, чтобы принести на рынок нечто новое и принципиально отличное. Важно быть внимательным всегда и везде, замечать детали, которые можно использовать в качестве уникальных предложений в собственном бизнесе. Ищите вдохновение и новые идеи - это поможет вам стать настоящим лидером в вашей сфере и достичь высоких результатов.

Анна Попова