Пирамиду Хеопса строили с помощью воздушного змея

Практические эксперименты подтвердили научную гипотезу
Рисунок 1. Нечто крылатое наверху больше напоминает летательный аппарат

Рисунок 1. Нечто крылатое наверху больше напоминает летательный аппарат

До сих пор никто толком не может сказать, как все-таки втаскивали на верхотуру и укладывали многотонные блоки египетских пирамид. Гипотез много, а доказательств - кот наплакал. Но недавно профессор аэронавтики Калифорнийского технологического института Морин КЛЕММОНС выдвинула идею о том, что постройка египетских пирамид не обошлась без воздушных змеев.

Листая книгу о памятниках Древнего Египта, она обратила внимание на один иероглиф, изображавший строй людей в необычных позах (рис.1). Они держали в руках нечто, очень похожее на веревки, которые через подобие системы блоков тянулись к огромной птице, парившей в небе. Морин подумала: а что если "птицей" является огромный воздушный змей? Не его ли использовали для подъема тяжелых предметов?

Клеммонс решила проверить свою догадку на практике и сумела при помощи змеев, купленных в магазине, поднять сначала трехметровое бревно, а потом и 180-килограммовый обелиск. Воодушевленная своей идеей, она обратилась на факультеты аэронавтики нескольких университетов за помощью для продолжения исследований.

Дунул, плюнул, потянул

На ее предложение откликнулся ученый иранского происхождения Мортез Гариб. Со своими коллегами он задумал установить 4,5-метровый каменный обелиск в вертикальное положение, не пользуясь при этом ничем, кроме ветра. По расчетам выходило, что для подъема 3,5-тонной колонны совсем необязательно ждать сильного ветра: с задачей можно справиться, даже если подует легкий бриз. Энтузиасты использовали прямоугольный нейлоновый парус площадью 40 квадратных метров, а ключевую роль отвели системе блоков, которые должны были приумножать прилагаемое усилие.

Рисунок 2. Схема подъема груза, использованная ученым Гарибом

Рисунок 2. Схема подъема груза, использованная ученым Гарибом

Воздушный змей легко оторвал обелиск от земли. "Мы были поражены, - рассказывал Гариб. - В тот самый момент, когда парус наполнился воздухом, обелиск был установлен в вертикальное положение за каких-нибудь 40 секунд". Скорость ветра при этом составляла всего 16-20 километров в час - немногим больше половины того, что, по расчетам, требовалось для подъема камня.

Выходит, змей мог бы поднять и более тяжелый предмет. 40 человек и четыре или пять змеев, как уверяет исследователь, смогли бы установить в вертикальное положение даже 300-тонный блок. Следовательно, строители пирамид могли использовать змеев для укладки массивных камней.

Самолеты Древнего Египта

ВОЗДУХ: страшная сила

ВОЗДУХ: страшная сила

Ни египтологи, ни другие ученые не располагают изображениями самого процесса строительства пирамид, поэтому истину установить сложно. Все материалы, применявшиеся для обуздания энергии ветра, - канаты, ткани и деревянные конструкции - давным-давно превратились в пыль. Разумеется, жрецы, отвечавшие за сооружение пирамид, имели причины хранить тайны своих технологий, связанных с применением воздушной стихии, в том числе и в случае использования змеев при строительстве. И все же некоторые вещественные доказательства того, что древние египтяне могли интересоваться полетами, существуют. На Ступенчатой пирамиде в Саккара найден предмет, невероятно похожий на модель планера. Возраст находки и ее совершенные аэродинамические формы дают основание полагать, что технические идеи полетов зародились у египтян в глубокой древности.



автор