Мария Бондарева: «Наш проект сыграл серьезную роль в остановке пандемии COVID19 в мире»

Мария Бондарева
Мария Бондарева / Источник:
Как в экстренной ситуации разрабатывалась технология масштабной доставки и упаковки новой вакцины, рассказала эксперт в международной логистике

Пандемия 2020 года изменила мир и стала мощным катализатором для развития новых технологий. Одна из историй об инновациях, появившихся в это время, принадлежит Марии Бондаревой, члену Совета директоров и директору департамента международной логистики DHL Global Forwarding Russia, одной из крупнейших в мире логистических компаний. Она сумела решить проблему с быстрой доставкой и упаковкой вакцины от covid19 из российских лабораторий в другие страны мира в период, когда фармацевтическая инфраструктура ещё не была готова к перевозке нового препарата в больших объёмах и с особыми требованиями к транспортировке.

- Мария, вас назначили Директором департамента международной логистики российского подразделения компании DHL Global Forwarding в 2019 году, как раз накануне начала пандемии. Как выглядела доставка фармацевтических препаратов в это время?

- Во-первых, до пандемии и начала массового производства вакцины фармацевтическая инфраструктура была настроена на хранение и дистрибуцию препаратов в режиме +2 +8 С°, это стандартный температурный режим для иммунно-биологических и других фармацевтических препаратов. Поэтому и складские мощности производителей и дистрибьюторов, и решения для перевозки у транспортных компаний были настроены под эту температуру. Во-вторых, в замороженном виде препараты перевозили в малых объемах. И в-третьих, для транспортировки использовали редкие и дорогостоящие активные холодовые контейнеры, поэтому конечная стоимость таких перевозок была крайне высокой. Для производителей она оправдывалась малыми объемами и редкой необходимостью такой транспортировки.

- Что изменилось с началом массового производства вакцины?

- Производителям и дистрибьюторам антиковидных вакцин по всему миру в срочном порядке пришлось решать вопрос не только с массовым производством, но и с хранением и перевозкой больших объёмов препаратов в нужном температурном режиме, а также с вопросами снижения стоимости таких перевозок при значительно возросших объемах партий. С таким вызовом столкнулись в том числе производители в России, так как спрос на российские вакцины был крайне высок за рубежом. Перед нами встала задача по доставке крупных партий вакцины в разные страны мира, сохранив все свойства препарата. Под особенности Sputnik V пришлось перестроить очень много процессов. Самый главный, решающий фактор — для транспортировки и хранения вакцине нужна значительно более низкая температура: -18… -20 С°.

- Департамент, которым вы руководите, отвечает за все операции по авиафрахту и автомобильным доставкам в международном сообщении. Это большой, сложный и многозадачный механизм. Из всех элементов логистики, которые вы перестроили для работы в новых условиях, какой был самым сложным?

- Безусловно, это было создание технологии упаковки. Раньше для режима -18…-20 С° использовали два её вида. Первый — активные термоконтейнеры, которые нужно было брать в аренду у производителей за пределами России, таких как Envirotainer или C-safe. Второй — пассивная упаковка малого и среднего литража — короба, сделанные из термоустойчивого материала, внутрь которых помещают замороженные хладоэлементы или засыпается сухой лед, но этот вариант применим, только если препарат выдерживает хранение при -70 С°.

Для такого масштабного объема вакцины, который требовалось перевозить, вариант с арендой активного возвратного термо-оборудования не подходил — такого количества контейнеров в мире просто не было, да и стоимость аренды и перевозки порожних контейнеров была бы крайне высока. Кроме того, возросший на них во всем мире спрос обуславливал длительное ожидание аренды и невозможность обеспечить гибкий подход к срочности и объемам перевозок, что в данной ситуации было критичным.

- Тем не менее вам удалось решить эту задачу. Российский Sputnik V ждали более 50 государств, и на всех этапах транспортировки необходимо было сохранять холодовую цепь, независимо от расстояний. Как вы этого добились?

- Мы решили не отказываться полностью от арендованных активных контейнеров, но внимание сфокусировать на пассивной упаковке. Для успешной дистрибуции вакцины по миру разработали и организовали производство термоупаковки, способной обеспечить сохранность температурного режима в течение перевозок в разные страны мира, включая крайне отдаленные и сложные для доставки, например, Боливию или Венесуэлу. При этом, термоупаковка различалась по внутренним размерам, чтобы оптимально вмещать вакцины от разных производителей.

Дело в том, что после регистрации вакцины Институт Гамалеи передал технологию производства нескольким крупным фармацевтическим производителям: BIOCAD, “Генериум”, “Фармстандарт-Уфавита” и другим. Им нужно было очень быстро настроить производство больших объемов препарата и при этом унифицировать упаковку. И здесь возникли определенные сложности, так как перестроить производственные линии быстро и у всех компаний под один стандарт было не реалистично. Поэтому в большинстве случаев производители передавали для экспортной отправки гофрокороба различного размера. А задача по финальной термоупаковке для международной доставки, отвечающей стандартам дистрибуции лекарственных препаратов GDP, предписанных Всемирной организацией здравоохранения, да еще и подходящей под разные размеры фабричных упаковок, в полный рост встала перед логистическими операторами, такими, как мы.

- Организовали собственное производство?

- Практически. Я и моя команда предложили, а потом и реализовали самостоятельную подготовку термобоксов на -18…-20 С°: с помощью сухого льда замораживать хладоэлементы для закладки в термобоксы. Для этого требовалась бесперебойная доставка на упаковочный склад больших объемов сухого льда. Как гарантировать результат и минимизировать последствия перебоев в холодовой цепи? Нам пришла идея арендовать производство сухого льда и самостоятельно контролировать его и поставки этого расходного материала.

Чтобы проводить операции по упаковке вакцины для международной доставки, мы арендовали складское помещение и оборудовали его камерами на -20 С°, камеры оборудовали термописцами (термологгерами) и проводили мониторинг поддержания режима во время всех операций в соответствии с нормами GDP.

Доставку упакованной вакцины в аэропорты вылета и перевозку партий по наземным направлениям осуществлял валидированный температурный автотранспорт, также отвечающий международным стандартам транспортировки лекарственных препаратов.

- Реализовать все разработки невозможно без людей. В течение года вы обучали специалистов для работы по новой методике и успешно руководили операционной командой в условиях пандемии. Насколько высокой была психологическая нагрузка на вас и вашу команду?

- Это был период беспрецедентно мощного давления по скорости принятия решений, по скорости поиска ресурсов, по уровню ответственности за возможные ошибки, и было очень важно не терять присутствие духа и быть собранным. Пришлось очень быстро учить большое количество людей быстро соображать и давать команды, быстро видеть и исправлять ошибки, в том числе свои, во многих моментах опираться на свой опыт, знания и авторитет, мотивировать и объяснять задачи специалистам, показывать на личном примере, как преодолевать сложности.

Не менее важно было вовлечь в работу другие департаменты, настроить по-новому взаимодействие в экстремальных условиях, когда счёт шёл буквально на часы, и мы забывали про время суток и день недели — настолько большой был поток и объем работы.

- Ваша разработка позволила доставить более 90 млн доз Sputnik V в действующем виде на расстояния, порой превышающие 10 тысяч километров. Как вы контролировали холодовую цепь и общее качество доставки?

- Для этого пришлось разработать отдельную систему. Ее особенность в первую очередь в том, что она описывает логистические процессы, которых ранее не существовало в принципе, для всех участвующих терминалов и авиакомпаний. Система менеджмента качества, которую разработала я и команда коллег российской DHL — это структурированный документ, детальная инструкция по транспортировке фармацевтических препаратов: для всех видов работ, операций и обучения участников процесса. В том числе в ней описано, какие валидированные и одобренные термодатчики закладывать внутри и снаружи термоупаковки — далеко не всё оборудование контроля температуры отвечает необходимым параметрам частоты записи, длительности работы и способно выдерживать соприкосновение с замороженными хладоэлементами или сухим льдом. Или маркировка. Помимо необходимой по требованиям IATA (The International Air Transport Association) маркировки для отправки грузов в международном авиасообщении, мы разработали дополнительную: с названием стран-получателей и порядкового номера бокса в партии, прилинкованного к номерам термописцев, заложенных внутрь боксов. Это было нужно, чтобы избежать путаницы при единовременной упаковке нескольких партий в разные страны, а также при наличии нарушения режима транспортировки помогало выявить правильную запись внешних и внутренних термописцев и провести расследование для дальнейшего исправления и улучшения процесса перевозки.

Систему менеджмента качества компания использовала и продолжает развивать и после завершения проекта по доставке вакцины, чтобы проводить аудиты с нашими фармацевтическими клиентами для оказания сервиса по доставке любых других препаратов в разных режимах по всему миру. СМК - это живой инструмент внедрения и контроля качества.

-Благодаря успешному решению задачи с доставкой вакцины от COVID19, в 2021 году выручка DHL, по данным сервиса проверки контрагентов List-Org, выросла на 5,8 млн рублей по сравнению с предыдущим пандемийным годом. Какие еще возможности открыл перед компанией ваш успешный проект?

Решение этой задачи позволило компании расширить и усилить своё влияние на рынке фармацевтической логистики в России. Компания получила прямые контракты с крупными фармпроизводителями на транспортные услуги по международным доставкам их продукции помимо вакцины. АО Биокад, ОА Генериум, АО Фармасинтез и другие компании стали нашими постоянными клиентами. А те, с кем мы уже работали на постоянной основе до проекта — Pfizer, Johnson & Johnson, СПбНИИВС, Takeda, “Акрихин”, Smith & Nephew — за 2021 год увеличили свои объемы вместе с нами во многом из-за нашей репутации, уникальной экспертизы и проверенных в проекте технологий доставки температурных грузов в международном сообщении.

- Какое влияние вашей новой технологии по доставке антиковидных вакцин вы видите на мировую логистику?

- Мы смогли предложить новую технологию по обработке, упаковке и перевозке больших объемов фармацевтического препарата со сложными условиями хранения и транспортировки, которая позволила значительно снизить стоимость перевозки одной дозы вакцины по сравнению с существовавшими на тот период технологиями. Наша технология позволила также производителям быстро реагировать на запросы Министерств здравоохранения разных стран и поставлять любые объемы вакцины в любую точку планеты. Проект сыграл серьезную роль в остановке пандемии COVID-19 и помог в кратчайшие сроки провести вакцинацию нескольких десятков миллионов человек в разных концах мира, что снизило заболеваемость, смертность и серьезные последствия осложнений этого опасного заболевания.

- Фармацевтическая логистика всегда была важной сферой в фарминдустрии. Пандемия показала, что она критически важна для поддержания жизни и здоровья населения Земли. Какую значимость этого направления вы видите для себя как для признанного эксперта?

- Я вижу большой потенциал в этой отрасли и с точки зрения логистического бизнеса, и с точки зрения улучшения и упрощения процессов при поддержании высокого качества операций и сохранности перевозимых препаратов. Холодовая цепь требует мирового внимания, инвестиций и развития, требует роста количества экспертов и профессионалов как в транспортной составляющей, так и в плане хранения, обработки и упаковки. Важное значение также имеет развитие прозрачности доставки — онлайн мониторинговых механизмов и платформ, которые позволяют подтверждать безукоризненность доставки и соблюдения режима.

Я бы хотела продолжать развивать холодовую цепь и как эксперт, предлагая новые решения, и как профессионал, который может передать знания. Открою вам личный секрет: эта область мне особенно близка, поскольку я уже много лет замужем за врачом, и поддержка профессионала еще и в семье очень вдохновляет.

Анна Попова