«Для проектов технологического суверенитета — золотое время»: свободные ниши оценивает эксперт Владислав Киреев
На оперативном совещании Правительства РФ, которое 17 апреля провел премьер-министр М. Мишустин, были определены приоритетные направления проектов технологического суверенитета России. По решению правительства такие проекты могут на особых условиях получить в банках кредиты, а также поддержку институтов развития. Приоритетными Правительство назвало прежде всего проекты в отраслях, где уровень локализации производства — менее 50 %. В нефтегазовой отрасли перечень этих направлений очень широк: от бурения и геологоразведки до технологий переработки углеводородного сырья. Самые благодатные ниши для новаторских разработок, а также секреты выстраивания коммуникации бизнеса и государства ради эффективного внедрения разработок, мы обсудили с коммерческим директором компании «Айрон Трейд энд Консалтинг», членом МОО «Московской ассоциации предпринимателей» Владиславом Киреевым.
Владислав Киреев — основатель, соучредитель и коммерческий директор «Айрон Трейд энд Консалтинг» (2012 г.), победитель конкурса «The Best Business Award» (2022 г.). Разработчик нового метода газоочистки выхлопных газов на нефтехимических предприятиях. Закончил Казанский технологический университет по специальности «Машины и аппараты химического производства». Автор многочисленных научных статей, опубликованных в журналах России, Норвегии, Кипра и Венгрии.
— Владислав, по данным Минприроды, запасы нефти в России составляют около 19 миллиардов тонн, газа — 47,7 триллионов кубометров, то есть сырьевая база настолько богата, что добыча сырья еще долго будет оставаться драйвером экономики. А что будет драйвером для самой нефтеперерабатывающей отрасли?
— В 2022 году российский нефтегазовый сектор испытал на себе значительный объем санкционных ограничений. Я считаю, что возникшие трудности временны — и лишь стимулируют адаптивные решения внутри государства. В ситуации экономических санкций нам потребуется интенсивно развивать национальный нефтехимический комплекс: создавать новые производства и модернизировать уже существующие. Высокая степень доходности должна способствовать активному инвестированию в такие проекты. Я могу выделить два ярких тренда: экологические инновации совместно с разработками, основанными на снижении материальных затрат на производственные процессы.
— Исходя из Вашего экспертного и производственного опыта, какие ниши в нефтехимической промышленности вы назвали бы самыми перспективными?
— Могу назвать как минимум десять направлений, где ожидаются разработки и инновации в ближайшее время. Во-первых, это устойчивые и экологичные технологии: в контексте глобальных климатических изменений и страхов перед загрязнением окружающей среды их разработка во всём мире является приоритетом. Во-вторых, улучшенное восстановление нефти (EOR) — технологии, которые позволяют добывать больше нефти из месторождений, сохраняя при этом ресурсы. Еще одна сфера — газохимия: превращение природного газа в химические продукты и жидкое топливо. В ответ на проблемы с пластиковыми отходами активно разрабатываются пластики из биосырья, а также рециклинг и проекты утилизации пластиков. Водородные технологии: использование водорода как экологически чистого источника энергии, в том числе его производство из нефти и газа. Перспективными также назову технологии, направленные на снижение выбросов углекислого газа путем его отделения и хранения. Применение нанотехнологий может привести к созданию новых материалов и улучшению существующих процессов в нефтехимическом комплексе. Внедрение искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей в производственные процессы также принесет много свежих решений в их оптимизацию и автоматизацию. Магистральное направление — безопасность и экологический мониторинг: разработка новых технологий и решений для обеспечения безопасности производства и мониторинга состояния окружающей среды.
— Под Вашим руководством компания «Айрон Трейд энд консалтинг» реализовала резонансный инновационный проект как раз в сфере безопасности производства. Вы разработали и внедрили уникальное газоочистное оборудование на заводах крупнейшего нефтехимического комплекса ПАО «Нижнекамскнефтехим», которое помогло увеличить степень очистки газов от вредных примесей до 99%. Это беспрецедентный результат в отечественной нефтехимии, расскажите об этом подробнее.
ПАО «Нижнекамскнефтехим» выпускает более 120 видов продукции. Предприятие является мировым лидером по выпуску изопренового каучука, входит в тройку крупнейших поставщиков бутиловых каучуков и в топ-10 мировых производителей синтетического каучука. Производство расположено в городе Нижнекамске (Республика Татарстан, Россия).
— Это предприятие с глубокими производственными традициями, введенное в строй еще во времена Советского Союза в 60-е годы прошлого века, столкнулось с серьезной проблемой: имеющееся газоочистное оборудование уже не могло обеспечить очистку газов, соответствующую современным экологическим требованиям. На одной из профильных выставок, проходивших в Москве, где я выступал с докладом, ко мне обратилось руководство ПАО «Нижнекамскнефтехим» с предложением помочь найти оптимальное техническое решение по модернизации газоочистного оборудования, которое не повлечет за собой серьезных капитальных затрат. После поездки в Нижнекамск, изучения ситуации на месте и тщательного анализа вариант возможного решения был найден. Для минимизации расходов и сокращения сроков реконструкции я предложил использовать специально разработанные под каждый завод модернизированные современные электрофильтры с увеличенной рабочей площадью осаждения пыли, меньших габаритных размеров и с установкой их на существующие фундаменты. Специалисты нашей компании под моим руководством сконструировали специальную систему пылетранспорта, позволяющую доставлять уловленную пыль от бункеров электрофильтров в реакторный блок установки. Эта пыль по своему составу на 95 % является катализатором — и таким образом, попутно мы решили еще одну немаловажную задачу: экономия дорогостоящего катализатора и, как следствие, снижение затрат при выпуске продукции. Всю реконструкцию мы проводим в течение двух месяцев, что весьма значимо в климатической зоне Нижнекамского района. И я с определенной гордостью могу сказать, что это решение позволило увеличить степень очистки газов от вредных примесей на заводах ПАО «Нижнекамскнефтехим», после их реконструкции, до показателей более 99%, что в свою очередь благоприятно отразилось на экологической обстановке всего Нижнекамского района.
— Сегодня ваше оборудование установлено и используется на многих заводах, а Ваши инновационные разработки были отмечены высокой авторитетной наградой — международной премией «The Best Business Awards». Вы смогли победить большое сообщество конкурентов — в конкурсе участвовало около двух тысяч претендентов из числа как опытных бизнесменов и владельцев фирм, так и стартаперов, и топовых специалистов, которые вносят существенный вклад в развитие бизнеса. Что для вас значит эта победа?
— Да, я стал победителем в 2022 году в номинации «За вклад в повышение экологической безопасности на нефтехимических предприятиях». Эта международная премия действительно считается одной из самых престижных. Оказаться в числе победителей — очень значимо, ведь это высокая международная оценка моего вклада в развитие отрасли и, безусловно, это вдохновляет.
— Вы — автор нескольких научных статей, которые опубликованы в том числе и в зарубежных изданиях, к Вам как к авторитетному эксперту нефтехимической отрасли обращается за рецензиями отечественный журнал «Актуальные исследования», а в самое ближайшее время Вы готовите к выпуску собственную книгу «Нефтехимия и зеленая планета: несбыточная мечта или реальность?» О чем эта книга?
— Моя книга, если кратко, представляет собой исследование способов сочетания нефтехимической промышленности с экологическими инициативами. Эта тема представляется мне весьма актуальной в современных условиях. Я хочу развенчать распространенные мифы о том, что нефтехимия и экологическая устойчивость взаимоисключающие понятия, и предоставить научно-обоснованную информацию широкому кругу читателей, от студентов до профессионалов в данной области. Я убежден: следуя принципам экологии в самом широком смысле слова, мы меняем будущее к лучшему. Планирую опубликовать книгу осенью этого года.
— В начале интервью мы пообещали раскрыть секреты выстраивания коммуникации с бизнесом и государством, когда речь идет о новых эко-разработках в нефтехимическом комплексе. Как рационализатору доказать их жизнеспособность и необходимость?
— Мне кажется, «зеленая повестка» сегодня облегчает эту задачу. Государственное регулирование часто выступает двигателем эко-инноваций. Через законы и стандарты, налоговые льготы или субсидии государство может стимулировать предприятия снижать свое отрицательное экологическое воздействие. Многие страны ужесточают экологические стандарты и вводят налоги на выбросы углекислого газа, что делает эко-инновации более привлекательными для бизнеса. Бизнес в свою очередь все больше осознает, что эко-технологии могут привести не только к снижению экологического воздействия, но и к сокращению затрат, улучшению репутации компании, повышению конкурентоспособности и открытию новых рынков. Например, рециклинг пластика или создание биоразлагаемых материалов может стать источником дополнительного дохода для компаний в нефтехимической отрасли и на мой взгляд, перспективы эко-инноватики в нефтехимии и других загрязняющих отраслях выглядят весьма обнадеживающими. Несмотря на вызовы и противоречия, многие факторы, включая интерес бизнеса, государственное регулирование и технологический прогресс, способствуют активному развитию этой области.