Звуки голоса способны лечить

Музыкальные инструменты воздействуют на органы человека

Музыкальные инструменты воздействуют на органы человека

В его звучание можно запросто влюбиться, даже не видя человека, и создать в своем представлении образ, мало соответствующий оригиналу. Он способен очаровывать и вызывать неприязнь, и это первое впечатление потом бывает трудно преодолеть. А еще, как уверяют специалисты, он отражает эмоционально-психическое состояние своего обладателя, и даже его физические параметры. Индивидуальный и неповто-римый ГОЛОС, данный каждому человеку от природы, говорит о нас намного больше, чем мы можем себе представить.

 

Знакомых мы узнаем по телефону, даже если не виделись годами. Ведь тембр голоса ин-дивидуален, как и отпечатки пальцев. Поэтому в юридической практике США, Англии и других стран аудиозапись голоса является неоспоримым доказательством, которое приобщается к делу в числе прочих документов, а многие сейфы в крупнейших банках мира запрограммированы не на фразу-пароль, а на голос владельца. Стоит лишь одному обер-тону отклониться в сторону, и сейф не откроется. Стопроцентно подделать голос не уда-стся даже самому умелому имитатору. В случае попыток мошенничества спецслужбы с помощью современной аппаратуры обязательно раскроют обман.

Владимир МОРОЗОВ

Владимир МОРОЗОВ

- Голос - это визитная карточка, которую мы дарим слушателю, порой сами того не желая. С помощью компьютера можно любой голос «разложить по полочкам», то есть по ритмическим, тембровым, интонационным и частотно-амплитудным параметрам, - говорит профессор Владимир Морозов -  ученый и педагог, крупнейший авторитет с мировым именем в области изучения голоса, работающий в Институте психологии РАН. (Именно он еще в 1954 году, задолго до появления современных компьютерных методов, изобрел фонопнеймограф, чернильно-пишущий прибор, с помощью которого был сделан ряд открытий о природе певческого голосообразования).

- Но компьютер, – продолжает Владимир Петрович, –  сам по себе не может определить, что означают многочисленные акустические показатели. И научиться этому он может… у нашего слуха с помощью обучающей программы. Ведь слух опытных экспертов-психологов способен определить многие психологические свойства и состояния говоря-щего, которые еще не вполне доступны для компьютера. Например, чувство превосходст-ва, характерное для лиц, не уважающих собеседника. Или чувство собственного достоинства, т.е. высокая самооценка говорящего, не позволяющая, однако, унижать достоинство другого. (Это свойство просится в «красную книгу» утрачиваемых сегодня общечеловече-ских ценностей). Десятки подобных плюс и минус качеств составляют разработанную на-ми методику построения психологического портрета человека по его голосу.

Современная аппаратура способна разложить голос на составляющие

Современная аппаратура способна разложить голос на составляющие

Фальшивка не пройдет

- Голос напрямую зависит от конституции тела в целом, и от строения органов голосооб-разования, - поясняет профессор Морозов. -  В нашей гортани, подобно струнам, натянуты голосовые складки, при колебании которых (от 80 до тысячи и более в секунду) и рождаются звуки. Причем колебаться они могут как всей своей массой, так и небольшими участками. А еще под влиянием нервных импульсов складки способны изменять свою длину, толщину и степень напряжения, что и обеспечивает богатейшую звуковую гамму. Чем больше гортань, тем голосовые складки длиннее и толще, а голос – ниже. Носитель же этого голоса, соответственно, выше ростом, потому что большая гортань – преимущество высоких людей. Конечно, встречаются и низкорослые люди с большой гортанью и мощными резонаторами, но это – исключение из правил.

Голос несет не только вербальную, передаваемую словами, но и невербальную (несловесную) информацию о говорящем. Это отражается в интонационно-тембровых и темпорит-мических особенностях речи. Мы с моими коллегами обнаружили, что под влиянием эмо-ций голос меняет обертоновый состав, например, при гневе теряет гармоничность до десяти процентов.

Допустим, вы встречаетесь с человеком, который к вам не расположен. Но из вежливости, или иных побуждений, он начинает отсыпать вам комплименты. При этом в голосе обязательно появятся фальшивые ноты, так как обертоны принимают несвойственное им поло-жение. И если у вас хороший эмоциональный слух, (термин введен в науку В. Морозовым. – В.Ч.), вы эту неискренность почувствуете.

Мы доказали, что каждое эмоциональное состояние имеет набор отличительных акусти-ческих признаков. Речь человека, пребывающего в горе, отличается наибольшей длительностью слога, характерными «подъемами» и «съездами» в высоте звуков. Для эмоции страха отличительными оказались резкие перепады силы голоса, нарушение темпоритма, увеличение пауз.

- Значит, детекторы лжи абсолютно надежны?

- Нет, надежность детекторов лжи по голосу невысока. Даже всемирно известный поли-граф, бывает, ошибается; на его совести немало невинно осужденных. В Институте психологии РАН нами разработан психологический детектор лжи. Он основан на сопоставле-нии оценок экспертами невербальных, в частности, – эмоциональных особенностей голоса и внешнего вида говорящего по его видеозаписям и последующей компьютерной обработке результатов. На самом деле, распознать ложь достаточно трудно, особенно если лжец обладает актерскими способностями. Поэтому, я думаю, муж может обмануть жену только «по системе Станиславского»!

-  Можно ли по голосу определить родственную принадлежность, типа анализа ДНК?

- Генетически мать или отец могут передать ребенку голосовой аппарат, который будет устроен так же, как у них. Среди моих знакомых есть отец и сын, которых я, имеющий достаточно хороший тембровый слух, не всегда отличаю по голосу. Однако сходство голосов может быть и приобретенным. Голосовой аппарат обладает способностью имитировать. Если продолжительное время прожить в регионе, где большинство населения общается на другом диалекте, можно невольно перенять местный говор. Такое вот влияние среды. Точно так же бывают проявления семейной мимикрии. Люди, всю жизнь живущие вместе, приобретают общие интонации. Так что, сравнивая голоса, можно допустить родственную связь, но утверждать это на сто процентов нельзя, так как свойство голоса мо-жет быть приобретенным.

Певец-кастрат ФАРИНЕЛЛИ

Певец-кастрат ФАРИНЕЛЛИ

Главное - резонанс

- Каждый мечтал бы иметь сильный, мелодичный голос, однако из-за природного неравенства один «звучит» ярко и выразительно, его голос притягивает. Речь друго-го - монотонна и бесцветна, а тембр неприятен на слух. От чего это зависит? 

- Голосовые возможности разные от природы. Новорожденные уже кричат разными по силе и тембру голосами. По этим особенностям в родильном доме любая мать в младенческом «хоре» узнает своего ребенка. Причины различий – особенности строения и здоровья органов голосообразования – гортани, легких, резонаторов. Родители нередко передают своим детям и певческий, и музыкальный таланты. Но воспитание, образ жизни, накладывают свою печать на голоса.

В период психологической перестройки подросткового возраста, пытаясь подражать голо-сам кумиров, молодые люди меняют собственную тембральную окраску в худшую сторо-ну. Многие «сажают» голос из-за курения. На звучание сильно влияет физическое состояние, болезни – бронхиты, ОРВИ, синуситы, тонзиллиты. Ослабление голоса (фонастения) случается из-за сбоев в глубоких отделах центральной нервной системы, где расположены центры, отвечающие за голосовой аппарат. 

- Есть ли секрет, делающий певца великим? Или все решает Богом данный талант?

- Помимо природных данных, основное отличие выдающихся мастеров заключается во владении резонансной техникой пения. Резонаторы певческого голоса делятся на нижний – трахею и бронхи, и верхний – глотка, носоглотка, ротовая полость, носовая полость, и различные придаточные пазухи носа. Любой источник звука без резонаторов будет слабым. Ведь голосовые связки – маленькие, всего два с небольшим сантиметра у баса, и полтора - у сопрано. Раскачать большие объемы воздуха, скажем, зал на три тысячи мест, они не в состоянии. А в резонаторах голос не только приобретает характерные фонетические тембровые свойства гласных, но может быть усилен в зависимости от того, насколько умело певец использует резонаторы-усилители звука  и владеет диафрагматическим дыханием. «Мы поем не только горлом, но и диафрагмой», - говорил знаменитый тенор Лучано Паваротти.

Орфей звучанием лиры вызволяет Эвридику из ада

Орфей звучанием лиры вызволяет Эвридику из ада

Все тело певца становится как бы музыкальным инструментом, все звучит и резонирует. Резонансная техника придает голосу силу, легкость, полётность, и защищает гортань от перегрузок. Но резонансная техника – великое искусство, которое постигается годами упорного труда и, к сожалению, не всем дается.

- Вы говорили об эмоциональном слухе. В чем его особенности?

- Эту идею я выдвинул относительно недавно, в 80-х годах, и она уже внедрилась в практику. Эмоциональный слух – это показатель принадлежности человека к художественному типу личности. Певец может обладать абсолютным музыкальным слухом, вокальным слухом (взаимосвязь слуха с моторикой голосового аппарата, которая определяется тести-рованием). Но если отсутствует определенный запас эмоций, вряд ли голос певца или ак-тера тронет душу слушателя. Проводя тестирование среди учеников обычных московских школ, мы получили удручающую картину. У большинства современных подростков эмоциональный слух понижен, искажен. Более 60 процентов угрожающих интонаций дети внесли в графу «норма». Это свидетельствует о глубоком нарушении психики, агрессивно-оборонительный стиль отношений становится нормой.

- Чем объяснить, что звезд прошлых лет мы мгновенно узнаем по голосам: Тихонов, Ульянов, Лановой, Терехова… А многие нынешние актеры на слух – неотличимы и невзрачны?

- Сейчас много голосов с зажатой гортанью. А когда возникает напряженность, голоса становятся обезличенными. Индивидуальный тембр развивается на резонансной основе, но далеко не все владеют правильной постановкой голоса. Недавно вышла книга Джерома Хайнса – известного американского певца, который интервьюировал многих своих вели-ких коллег. Некоторые их них теряли голоса по вине педагогов, меняли их по три-четыре раза, пока не находили настоящего профессионала. Сейчас актеры и певцы уповают на микрофон. Но ведь он только усиливает и подчеркивает недостатки голоса.

- Хорошо известно о терапевтическом воздействии на человека гармоничной музыки. А голос обладает лечебными свойствами?

- Конечно, ведь пение – тоже род музыки, только голосовой аппарат является живым музыкальным инструментом. Более того, ни один инструмент не может сравниться с голосом хорошего певца по силе лечебного воздействия. Пение в лечебных целях применяли еще Асклепий и Аристотель. Знаменитый певец-кастрат Фаринелли излечил испанского короля Филиппа V от многолетней депрессии. Но бывают дисгармоничные голоса, обладаю-щие, разрушительным воздействием.

- Говорят, для здоровья полезно слушать пение птиц. За счет чего они производят такие потрясающие переливы?

- Тайна птичьей голосистости в том, что у них имеется вторая (нижняя) певческая гортань и сложная система резонаторов, роль которых выполняет увеличенная трахея. Оригинальность строения птичьей гортани в том, что она имеет не один вибратор, или источник зву-ка, как у человека и других млекопитающих, а два или даже четыре вибратора, работаю-щие независимо друг от друга. То есть голосовой аппарат птиц – это как бы мини-оркестр (дуэт или квартет), за счет которого они исполняют свои сложные «произведения».

КСТАТИ

* Развивать слух человека нужно до его рождения. Перинатальная психология рекоменду-ет беременным слушать классическую музыку и напевать колыбельные будущему младенцу. С новорожденным нужно пропевать  различные гласные, побуждая его к интони-рованию звуков. И до пяти лет водить ребенка в группу развития голоса, ведь из-за неразвитости голоса может тормозиться развитие психики.

* У церковных песнопений есть весь набор частот голосового диапазона, также как у пе-ния мантр.

* Древнерусское знаменное пение имеет диатонический музыкальный строй, очистительное воздействие которого на психику человека подтверждается наукой. Исследователь И.П.Шмелев в своей работе «Третья сигнальная система» пишет: «Диатонический звукоряд потенциально обладает терапевтическим эффектом, то есть способен тонизировать, подпитывать энергетический баланс человека».

* Учеными доказано, что звуки колокольного звона убивают болезнетворные бактерии и очищают пространство.

У каждого звука – свой «дом»

В древнем Китае считалось, что произношение некоторых звуков и звукосочетаний спо-собно исцелять. У каждого органа есть своя частота и мощность вибраций. У звуков тоже свои частоты и мощности, зависящие от громкости и несущие в себе энергию голоса. Если частота звука совпадает с частотой органа, они входят в резонанс, и орган тоже начинает звучать, гармонизироваться и оздоровляться. Многие ученые скептически относятся к данной теории. Но есть и ее последователи, например, лечиться голосом советует В.П. Багрунов, создатель «Школы природного голоса». Опираясь на опыт Парацельса и Пифагора, Владимир Павлович и себя исцеляет одним только использованием природного звука.

А – оздоровляет организм в целом

В - спинной мозг

Е - снимает негативные эмоции

И - глаза, тонкий кишечник, нос

М – легкие

Н - активизирует творческие способности

О - поджелудочная железа

П – сердце, сосуды, помогает снизить давление

У - легкие, предстательная железа у мужчин, матка и придатки у женщин

Ы – уши

Э - мозг

Ю – почки, мочевой пузырь

Распевать звуки рекомендуется по 10 минут в день.