Инга Фаттахова: импортер может снизить риски и затраты

Инга Фаттахова
Инга Фаттахова
Ведущая международная консалтинговая компания мира Ernst & Young выпустила результаты опроса руководителей по закупкам 2022 Global EY Chief Procurement Officer Survey. В нем отмечается, что подавляющее большинство (68%) респондентов подчеркивают растущую важности роли закупок для развития бизнеса. Участники опроса заявили, что проблема снижения издержек по-прежнему ключевая при приобретении сырья и товаров. Кроме того, становится актуальным уделять больше внимания управлению рисками, особенно это необходимо при закупках из-за рубежа. Как можно снизить издержки, в чем состоят риски и как их может избежать компания, мы спросили у эксперта — менеджера по закупкам отдела внешнеэкономической деятельности АО «Коралайна Инжиниринг» Инги Фаттаховой.

— Инга, у вас потрясающе внушительный опыт руководства международными поставками сложного дорогостоящего оборудования в проектах крупнейших компаний постсоветского пространства: еще в первой половине 2010-х вы организовывали поставки для топливно-энергетической компании «ДТЭК», которая впоследствии вошла в международный холдинг SCM (System Capital Management) Limited. Ваша многолетняя профессиональная биография включает управление закупками для крупнейших российских угледобывающих компаний. По вашему опыту, какие риски несет импортер?

— На самом деле, при организации международных закупок импортеры сталкиваются со множеством рисков, которые могут угрожать успешному завершению сделок.

Прежде всего, сюда относятся риски валютных колебаний: вы заключили договор в иностранной валюте, внесли предоплату 50%, а вторую половину вы должны перечислить через 2 месяца, когда прибудет товар. За 2 месяца валютный курс изменился, и в рублях ваши расходы автоматически резко выросли.

Существует группа рисков, связанных с потерями из-за непредвиденных обстоятельств: катастроф, стихийных бедствий... Если вам везут груз морем, то судно может попасть в шторм, и ваш товар пойдет ко дну.

Еще один риск — тот, который касается качества закупленных товаров. В любой стране есть поставщики добросовестные, а есть — не очень. Если вы приобретаете товар из-за рубежа на основании фотографии и описания с сайта, то, сами понимаете, высок риск заплатить деньги и получить полунеисправный товар, который чуть ли не разваливается на глазах.

Ну и «головная боль» многих импортеров — как грамотно ввезти купленный товар, пройдя таможенный контроль. Если документы оформлены неправильно, либо корректность описаний в них не очевидна, то чиновники Федеральной таможенной службы могут заблокировать груз, и тогда придется долго судиться, чтобы его вернуть.

— А как можно эти риски снизить?

Импортер может многое сделать, чтобы снизить их. Например, чтобы избежать потерь из-за внезапных валютных колебаний, компании могут заключать долгосрочные контракты с поставщиками и использовать разные финансовые инструменты, такие как опционы на валютные пары для защиты от неблагоприятных изменений обменных курсов.

Лучший способ снижения риска утраты груза из-за природных бедствий — страхование. В случае потерь страховая компания вам все выплатит. Однако следует заранее тщательно изучать, что написано в договоре страхования: если вам кажется, он не в полной мере соответствует вашим интересам, то надо обсуждать со страховой компанией возможность изменения формулировок, рассматривать несколько страховых компаний и сравнивать их условия.

Для того, чтобы повысить вероятность получения товара хорошего качества, импортерам следует тщательно выбирать поставщиков и вести контроль качества продукции. Для этого полезно проводить аудиты на производственных предприятиях, откуда вы приобретаете товар. То есть, когда речь идет о дорогостоящем товаре, лучше потратить деньги и время и съездить на завод поставщика, даже если он в другой стране. Также импортеру важно разработать свою систему качества, чтобы как минимум знать, как оценивать поставщика.

Чтобы снизить риск блокировки груза Федеральной таможенной службой, импортеру нужно держать в штате грамотных специалистов по внешнеэкономической деятельности или обращаться к таможенным брокерам, которые помогут оформить импорт в соответствии с законодательством.

— В отчете Ernst & Young говорится, что в международных закупках больше внимания стало уделяться управлению рисками, связанными с поставщиками. Вы упомянули, что надо проводить их аудит и выезжать к ним на производство. Ваш опыт включает взаимодействие с огромным количеством поставщиков: вы закупали оборудование для фабрик по обогащению угля Эльгинского разреза Токинского угольного бассейна с >40 млрд т разведанных запасов угля, для трех фабрик компании ООО “Эльгауголь”, сейчас ведете два проекта по поставке еще четырех угольных фабрик. Всегда ли необходимо выезжать к поставщикам или, все-таки, можно обойтись без этого? Как вообще проводить их аудит?

— Выезжать или нет — зависит от стоимости закупаемого товара, от ваших планов сотрудничать с этим поставщиком в дальнейшем. Понятно, что, если вы закупаете партию продукции для каких-то однократных нужд на 7 тысяч долларов, при этом дорога до производства и обратно стоит 5 тысяч долларов, то большого смысла, возможно, и нет. Если же вы ищете хорошего поставщика, чтобы приобретать у него товар регулярно, то лучше, конечно, выехать. То же самое касается дорогостоящих грузов: одно дело — потерять 7 тысяч долларов, а другое — 200 тысяч.

Перед началом аудита необходимо тщательно изучить документацию поставщика, включая шаблоны договоров, финансовые отчеты и структуру компании. Важно оценить его финансовое состояние, провести анализ баланса, отчета о прибылях и убытках, денежных потоков. Это помогает определить финансовую стабильность поставщика.

Следующим шагом будет проверка производства — оценка мощностей завода и процессов. Потом вы оцениваете систему контроля качества, которую применяет поставщик, включая тестирование и сертификацию.

Отдельно вы анализируете логистические операции поставщика, включая сроки поставок и обработку заказов. Это поможет вам определить, насколько здесь все надежно и эффективно.

Аудит включает в себя оценку рисков, связанных с деятельностью поставщика, и проверку его соблюдения международных и местных нормативов, стандартов и даже этических норм.

— Вы, руководя международными закупками, много занимаетесь финансами: рассчитываетесь с контрагентами, ведете бюджет, контролируете расходы... В вашей практике есть блестящий случай, как вам за счет грамотной организации логистики удалось существенно снизить расходы на перевозку и время доставки оборудования заказчику. А это, между прочим, крупная фабрика, номенклатура которой включает более 120 видов крупногабаритного оборудования общим весом свыше 1 000 000 тонн. Ваша работа позволила ей в срок произвести пуско-наладку фабрик и избежать штрафов: экономия составила более 300 000,00 евро в денежном эквиваленте. Как человек, добившийся столько блестящего результата, можете рассказать, как импортер может снизить расходы?

— Во-первых, важно правильно спланировать маршрут. Например, из Китая морем можно ввезти товар в порт Владивосток, а можно в Новороссийск, и это будут совершенно разные расходы. Тут менеджер по внешнеэкономической деятельности должен правильно рассчитывать, в какой порт ввозить выгоднее в конкретном случае. На удивление, этого почему-то многие не делают, а как привыкли, например, ввозить в Новороссийск, так и используют такой путь годами, а то и десятилетиями. Хотя в определенных случаях им было бы выгоднее ввозить во Владивосток или в Санкт-Петербург. Сейчас есть многочисленные инновационные цифровые технологии, с помощью которых можно планировать маршруты.

Во-вторых, полезна консолидация грузов: когда вы собираете разные товары в один груз, то экономите на транспортных расходах и таможенных пошлинах.

Эффективны и так называемые мультимодальные перевозки, когда одни виды товара поступают морским путем, другие — по железной дороге, третьи — самолетом... Кроме того, как я говорила, надо привлекать хороших таможенных брокеров или обучать своих штатных специалистов по внешнеэкономической деятельности, чтобы не терять деньги на таможне.

Это я перечислила то, что касается непосредственно ввоза грузов. Однако еще деньги теряются при хранении. В таких случаях полезно внедрять искусственный интеллект, чтобы прогнозировать спрос точнее (тогда объем товара, хранящегося на складе, будет уменьшаться, а расходы — снижаться).

Анна Попова