Максим Метелица: «Цифровые тахографы вытесняют аналоговые с рынка»
Рынок продаж цифровых тахографов в 2023 году в мире оценивается от миллиарда до 2,1 млрд долларов США, с тенденцией к дальнейшему росту. Более того, пандемия, задавшая тренд на дистанционные технологии, подстегнула внедрение новых стандартов обслуживания контрольных устройств, и теперь отрасль выходит на новый технологический уровень.
Во многом этому способствовал инженер и предприниматель Максим Метелица, который внедрил в своей компании новые, современные и технически выверенные стандарты. Это позволило ему не только сохранить прибыль в кризис, но и задать вектор развития для целой индустрии.
Кризис как точка роста
Задачи дистанционного обслуживания клиентов руководитель компании «Тахограф-Сервис» ставил перед собой и коллегами еще до кризиса. Более того, в свое время Максим Метелица ушел из найма и начал заниматься собственным бизнесом именно потому, что индустрия грузоперевозок, в которой он работал, явно отставала от других отраслей в части качества обслуживания. Оборудование часто ломалось или работало некорректно из-за «плавающих стандартов» его установки и техобслуживания, но браться за их разработку и тем более внедрять нововведения в потоковую работу предприниматели отказывались: слишком много работы.
«Я не раз обращался к начальству со своими предложениями, — вспоминает Максим. — Разработал стандарты, которые могли бы не просто поднять имидж и выручку компании, а изменить подход к работе повсеместно. Но, к сожалению, тогда для руководства это было не актуально — они предпочитали «жить сегодняшним днем». Решение пришло быстро: я уволился и начал работать над созданием собственного бизнеса в сфере установки тахографов.»
Так, в Самаре появилась компания «Тахограф-сервис», где ее руководитель, вчерашний инженер Максим Метелица сразу начал внедрять высокие стандарты качества. Со временем, он объединил наработки в настоящую авторскую систему оснащения грузовых автомобилей тахографами, с серьезными отраслевыми стандартами качества и контроля. Сокращение времени обслуживания, перенос данных и дистанционная диагностика тахографов на грузовых автомобилях существенно увеличивали качество обслуживания и доверие клиентов. А в 2020 году дистанция стала одним из обязательных условий функционирования бизнеса.
«Как инженеру мне было понятно, что нужно минимизировать человеческий фактор в обслуживании тахографов, продублировать, как в аэрокосмической отрасли, системы питания и датчики. А для работников компании ввести четкие алгоритмы установки и обслуживания, чтобы ничего лишнего в процессе работы не появлялось», — так Максим Метелица объясняет внедрение стандартов обслуживания, которые он разработал самостоятельно.
Авиационные стандарты в работе с тахографами позволили вывести компанию в лидеры рынка установки тахографов. Фактическое отсутствие отказов в работе систем, автоматизация процесса наподобие выполнения авиарейса мгновенно завоевали доверие клиентов. Работу перестраивали так, чтобы не останавливать процессы и развивать технологию обслуживания:
«Водитель подгонял автомобиль на станцию обслуживания, оставлял его, наш работник принимал авто, проводил обслуживание и выезжал с готовым автомобилем в зону приемки оборудования, — рассказывает Максим Метелица. — Затем появились алгоритмы всех рабочих процессов, внедрение CRM, прозрачных стандартов мотивации сотрудников — так мы перестроили работу в карантине».
Новая мотивация
Инновация принесла Максиму Метелице новых клиентов, коммерческий успех и позволила ввести в компанию новую кадровую политику. Уменьшилось количество обращений по поломкам тахографов — появилось время, чтобы повышать квалификацию сотрудников. Этот же фактор, в сочетании с инженерным опытом основателя компании дал возможность внедрить цифровые стандарты работы без обычного противодействия со стороны работников, как это бывает при нововведениях в многоуровневых компаниях.
«Нужно было мотивировать персонал, когда многие просто закрывались, — вспоминает Максим период экономического кризиса 2020-2021. — Внедрение CRM позволило сделать прозрачной всю схему работы менеджеров и улучшило их мотивацию. Документооборот, схемы контроля — все упростилось, это было важно для каждого работника», — так Максим Метелица в сложный период для индустрии фактически заложил основу для развития компании на следующих этапах.
Так, в тот временной промежуток, которые многие бизнесмены вспоминают с содроганием, Метелица совершил качественный рывок. Объемы выполненных заказов увеличились, так же как увеличилось количество привлекаемого персонала. Это позволило компании укрепить лидерские позиции в отрасли установки и обслуживания тахографов. В совокупности, получилось, что за 10 лет работы компании ее оборот увеличился ровно в 10 раз, а количество автомобилей, которые ООО «Тахограф-сервис» обслуживает за год, выросло до трех с лишним тысяч.
Дистанционные технологии
Эксперт считает, что мировой рынок грузоперевозок будет постепенно переходить на цифровые тахографы и дистанционные формы их мониторинга. Уже осенью 2023 года европейские производители будут обязаны устанавливать новое поколение «умных» тахографов с цифровой передачей данных в логистические центры и контролирующим органам на новые грузовые автомобили — что уже сейчас делает Максим Метелица в России.
«Качественная установка по стандартам и обслуживание тахографов позволяет нашей компании двигаться в сторону новых рынков, — комментирует Максим Метелица. — В России мы уже задали тренд в развитии. Сейчас я вижу перспективу в США — на данный момент, это очень перспективная страна по спросу на установку тахографов на грузовые автомобили. Поэтому мы будем развиваться в этом направлении»
По мнению Максима, «умные» тахографы в будущем станут цифровой основой эффективного управления коммерческими транспортными средствами. Правоохранительные и другие контролирующие органы уже сейчас могут дистанционно считывать данные о пробеге, рабочем времени водителя и другую информацию с «умных» тахографов. А это, в сочетании с высокими стандартами их установки Максима Метелицы, дает отрасли грузоперевозок совершенно новый облик, роль и перспективы на будущее.
Анна Попова