Как Алине Загитовой стать лучшей телеведущей

«Там было нечто»: очевидец рассказал о приступе бешенства Алины Загитовой
Алина Загитова
За что мы любим фигурное катание - всегда есть повод что-нибудь обсудить. Вот и прошедшие недавно открытые прокаты сборной многим запали в душу не только программами спортсменов, но и комментариями ведущих Максима Транькова и Алины Загитовой. Одни в восторге, другие возмущенно кипят. Особенно досталось Алине. Нелепостей в ее репликах и правда хватало, но стоит ли обвинять спортсменку в «безграмотности» и как научиться легко и непринужденно держать слово на публике?

«Занавеса тайны», «благодарство», «спросить вопрос» и «расскажи свои эмоции/ощущения/планы» плюс несколько неправильно произнесенных фамилий фигуристов - строгие критики не простили Загитовой ни один промах. Можно посмеяться и сказать, мол, «ошибаться нормально», что и сделала олимпийская чемпионка. Но разумнее все-таки понять, почему это происходит.

- Полагаю, главная трудность публичных выступлений Алины - сугубо психологическая, - рассуждает основатель курсов ораторского мастерства «Культура речи» Александр Эпштейн. - Я не вижу у нее проблем с голосовым аппаратом и серьезных «фефектов фикции» - думаю, она занимается с педагогом. В театральных вузах на кафедре сценической речи студент просто рассказывает о себе, а преподаватель фиксирует: зажатая нижняя челюсть, глотание окончаний, неправильные шипящие, свистящие - так оценивают потенциал голоса. Упражнения для его развития я называю «речевым фитнесом». В случае с Алиной проблема заключается в несовершенстве логических конструкций, когда не получается сформулировать мысль, выстроить сюжет. И вряд ли дело только в недостатке словарного запаса - если человек внутренне раскрепощен, он и простыми выражениями донесет мысль.

Советы из серии «нужно больше над собой работать» скорее вредят спортсменке. Ораторское искусство - не фигурное катание. Ты можешь бесконечно оттачивать технику речи, выучить все скороговорки, но, оказавшись перед камерой, снова будешь напрягаться. Алина боится оценки, опасается сказать не то. Есть ощущение, что она внутренне не присвоила себе роль ведущей. И получается, как в кино: «А у вас ус отклеился».

«Алина
Алина с юмором обыгрывает собственные оговорки. Ей бы ту же легкость в разговоре 

Я убежден: разговорить можно любого человека. Только один в этом деле Д’Артаньян и с ходу завоюет аудиторию. А другой - Арамис, раскрывается мягко, ненавязчиво, но благодаря харизме тоже удерживает внимание. Чтобы снять зажим, перед камерой лучше говорить о том, что тебе понятно и близко. Алина - эксперт в фигурном катании, так пусть обсудит со спортсменами тулуп и аксель. Потому что когда она выходит на другие темы, часто возникает пробуксовка.

По тому, как резко Загитова реагирует на критику, понятно, что тема ей небезразлична. Но похоже, она не знает, что с этим делать. Нужен наставник, который помог бы раскрыть творческую составляющую, хвалил бы за успехи и мягко указывал на недостатки. Возможно, пригодилась бы помощь психолога. И очень странно, что редакторы на телевидении не помогают Алине осмыслить задачу - как на съемочной площадке режиссеры работают с актерами.

Профессиональный ведущий умеет задавать вопросы и живо реагирует на ответы, включает эмпатию. Но если он не разобрался с собой, у него не проходит внутренний тремор, и собеседника он не слышит. Складывается ощущение, что во время эфира вопросы задаются просто от страха, чтобы заполнить паузу. Мозг не успевает сообразить, что сказать, а нервы давят: не молчи! Появляются странные речевые конструкции, бесконечные «эм-м» и слова-паразиты. Кстати, попробуйте вместо этих слов, например, мяукать - очень быстро от них избавитесь.

Многие спортсмены становятся телеведущими. Они умеют работать через не могу и добиваются своего. Но есть обратная сторона их успеха: эти люди заточены на победу и крайне болезненно воспринимают неудачи. Вот и Алина, делая ошибки, еще больше зажимается. Ей же нужно внутренне разрешить себе быть не идеальной - и тогда в эфире все начнет получаться.

Жириновский - оратор-виртуоз: вот кто за словом в карман не лез
Жириновский - оратор-виртуоз: вот кто за словом в карман не лез 

Урок родного языка

Развить навык спонтанной речи и почувствовать себя профессиональным оратором помогут несложные правила и упражнения.

  • Обогащать словарь. Больше читать, но не дешевые бульварные романы, а проверенную временем классику. Желательно обсудить с кем-то прочитанное и сделать пересказ в форме эссе.
  • Прокачивать артикуляцию. Самый эффективный способ - декламировать стихи. Не торопясь, четко проговаривая слова, с ударениями и паузами.
  • Записывать себя на диктофон или камеру. Это поможет заметить в речи как достоинства, так и недостатки.
  • Избавляться от заезженных фраз. Объяснять слова, используя синонимы. Например, все встретившиеся в небольшом тексте глаголы заменить другими глаголами, подходящими по смыслу. Для начала под рукой можно держать словарь.
  • Развивать нестандартное мышление. Выбрать предмет и в течение пяти минут рассказывать о нем все, что приходит в голову. Или проговорить связный рассказ с использованием пяти слов (существительных, прилагательных, глаголов).
  • Научиться излагать мысль. В этом поможет пересказ текста. Важно не заучивать его наизусть, а именно пересказывать.
  • Использовать заготовки. «Ни одна импровизация не дается мне так хорошо, как та, которую я готовил три дня», - шутил Марк Твен. Забавная история, парадоксальный факт, анекдот или цитата в тему помогут разрядить обстановку и заполнят вынужденную паузу. Шутки зачитывать с листа не стоит, а вот цитату вполне можно выписать на карточку и в процессе выступления ее использовать.