Владимир Кузнецов: «Когда требуется надежность — нужно смотреть на нормативы»

Владимир-Кузнецов
Владимир Кузнецов
Эксперт в автодорожном строительстве разработал стандарт, который повышает качество и безопасность мостовых сооружений, успешно применяемый в проектировании, в том числе и на федеральных объектах.

В Госдуме предложили разработать нормативы к строительству дорог для борьбы с потопами. Необходимость менять требования депутаты увидели после серии разрушительных наводнений, которые произошли в Приморье и в Москве в результате проливных дождей и тайфунов. Устаревшие нормы и стандарты, разработанные еще во время СССР, мешают полноценному развитию автодорожной отрасли — уверен Владимир Кузнецов, инженер и проектировщик, который более 15 лет занимается проектированием ключевых магистралей в России, мостовых сооружений, а также инфраструктуры для важных имиджевых объектов страны, в частности для проведения Олимпиады в Сочи. Инженер разработал новую систему стандартов для важных элементов мостов, служебных лестничных сходов, которая позволяет строить более безопасные сооружения и с меньшими тратами. Как изменения в требованиях к строительству могут повысить качество и безопасность автодорожной инфраструктуры в стране и почему важно следить за появлением новейших технологий, разбирались вместе с Владимиром Кузнецовым.

Масштабные стройки

Подготовка к крупнейшим международным мероприятиям всегда ставит перед строительной индустрией грандиозные задачи. Все мы помним, как в преддверии зимней Олимпиады 2014 года в Сочи вся страна практически ежедневно следила за ходом строительства объектов для проведения соревнований: читали новости и смотрели репортажи с места событий, а жители города вживую наблюдали за преображением столицы Олимпийских игр — 2014 и прилегающих территорий. Владимир Кузнецов — тот самый человек, который проектировал дорожную инфраструктуру. А что мы знаем о дорогах, построенных в рамках подготовки к Играм? Они стали примером качества для большинства российских регионов.

«Работа в Сочи меня действительно впечатлила — это бесценный опыт. Я с командой занимался созданием развязки «Стадион». Во время работы на трассе М-27 «Джубга — Сочи» мы сталкивались с множеством уникальных задач, начиная с проектирования индивидуальных конструкций путепроводов, мостов и заканчивая такими гражданскими объектами, как спортивная школьная площадка на свайном основании», — рассказывает инженер Владимир Кузнецов.

Пройдя испытание стройками в Сочи, Владимир Кузнецов принял следующий вызов — подготовка инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В ходе подготовки к мундиалю инженер разработал семь сложных мостов и путепроводов на дороге, ведущей к аэропорту Платов в Ростове-на-Дону. Новые сооружения значительно увеличили пропускную способность дорог, что в свою очередь сделало жизнь горожан более комфортной на время прибытия большого количества туристов, футбольных фанатов и местных жителей после завершения Чемпионата мира в России.

Владимир-Кузнецов2
 

Новый стандарт

Наряду с масштабными имиджевыми стройками всероссийского значения, Владимир Кузнецов занимался проектированием сооружений более чем на сотне объектов, в числе которых федеральные трассы М-4 «Дон», М-7 «Волга», М-29 «Кавказ», М-25 «Новороссийск», а также скоростная дорога «Москва — Санкт-Петербург». Инженер отмечает, что один из важнейших вызовов, с которым сталкивается индустрия сегодня, — устаревший нормативный базис. Многие действующие стандарты были разработаны десятилетия назад и не учитывают современные технологии и требования, что оказывает негативное воздействие на безопасность и качество дорожных сооружений. Проблема требует внимания со стороны всех участников отрасли, но прежде всего — государства, которое является основным заказчиком дорожной инфраструктуры.

«Если мы говорим о надежности и долговечности, то в первую очередь нужно смотреть на нормативные документы», — убежден Владимир Кузнецов.

Если готового решения нет, то следует его придумать. Именно так поступил инженер Кузнецов. В 2013 году он разработал новый стандарт, который позволяет унифицировать проектирование лестничных сходов на мостах и избежать ключевых ошибок при проектировании и дальнейшем строительстве.

«Разработанный стандарт учитывает современные требования и нагрузки, что делает конструкцию схода более надежной. В России последний типовой проект на эту конструкцию был разработан еще в 80-х годах для норм СССР, и некоторые организации до сих пор его применяют, что притормаживает развитие отрасли», — объясняет инженер.

Стандарт, разработанный Владимиром Кузнецовым, был отлично принят профессиональным сообществом — его уже успешно применили на ряде объектов, включая магистраль М-4 «Дон», мосты через реки Кочеты и Понура, а также на многих других участках дорожной инфраструктуры в Ставропольском и Краснодарском краях, в Республиках Северного Кавказа. На всех объектах, где использовался стандарт лестничных сходов, проектировщики и строители значительно сэкономили сроки производства за счет уменьшения трудозатрат. Проще говоря, стандарт упрощает технические и технологические процессы, кроме того позволяет существенно сократить расходы. И это экономия, как подчеркивает автор разработки, не на безопасности, а ради нее.

Инновации — двигатель прогресса

Качество и безопасность дорог государство называет одним из приоритетных направлений. Тем не менее новые технологии и инновационные решения при строительстве дорожной инфраструктуры часто не доходят до регионов. В связи с постоянно меняющимися нагрузками на объекты применение инноваций играет большую роль, если не важнейшую. Владимир Кузнецов убежден, что необходимо следить за мировыми разработками в области 3D-моделирования, BIM-технологиями, применять новые композитные материалы и использовать системы мониторинга. Такие инновации позволяют более точно проектировать и следить за состоянием дорог и мостов, что повышает их долговечность и надежность.

Новейшие технологии, кроме того, способны сделать автодорожную инфраструктуру более устойчивой перед воздействием изменений климата. Актуальная задача, поставленная перед учеными и инженерами — разработка современных систем водоотведения и защиты дорог и мостов от природных бедствий, таких как, например, потопы. Владимир Кузнецов считает, что нет нужды изобретать — можно учиться и перенимать опыт у зарубежных коллег, которые занимаются инфраструктурой на территориях, где природные катаклизмы стали нормой.

«Мы все увидели, что происходило в Приморье в этом году: мосты разрушались в один миг, дороги смывались и люди оставались без возможности выбраться из зоны подтопления. Мы должны создавать более устойчивые и адаптивные сооружения, которые могли бы справляться с экстремальными условиями. Это возможно», — уверен инженер.

Тем более, что и в этом направлении есть успехи: после наводнения в 2012 году в Крымске Владимир Кузнецов занимался реконструкцией разрушенных мостов. Основной задачей было увеличение и укрепление русла реки и усиление конструкций опор, а также увеличение отверстий мостов — для повышения пропускной способности воды в случае стихии. Эти решения инженер успешно реализовал.

Глядя в будущее, Владимир Кузнецов видит перспективы автодорожной отрасли в постоянном обновлении технологий и активном внедрении инноваций. Он призывает к поиску вдохновения и передаче лучших практик не только внутри страны, но и за ее пределами. И сам делится знаниями: к Владимиру Кузнецову, как к одному из самых опытных экспертов в стране, регулярно обращаются другие специалисты и компании индустрии дорожного строительства за рецензиями разработок стандартов.

«Я стараюсь помогать коллегам и даже конкурентам в продвижении новых стандартов, которые смогут облегчить строительство сооружений», — говорит инженер.

В конечном счете развитие дорожного строительства играет важную роль в обеспечении потребностей населения, и специалист уверен, что строительная отрасль будет продолжать играть ключевую роль в этом процессе.

Анна Попова