Меняю деревянные - на пластиковые

Чтобы ваша электронная карта не была бита, как в картах, надо хорошо усвоить правила денежных игр
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
БАНКОМАТ: боишься остаться без денег на счете - снимай их сразу после перечисления зарплаты

БАНКОМАТ: боишься остаться без денег на счете - снимай их сразу после перечисления зарплаты

С помощью пластиковой карты можно не только рассчитаться за покупки в магазине или получить наличные в банкомате, но и оплатить мобильный телефон, интернет-услуги и счета за электроэнергию. Однако очень многие владельцы "пластика" плохо себе представляют что к чему и нередко теряют немалые деньги, неумело пользуясь картой.

Еще недавно пластиковая карточка была в нашей стране символом богатой жизни. В шикарном магазине какой-нибудь респектабельный господин расплачивался ею за соболиную шубу для своей длинноногой подруги. Сейчас на карточки перечисляют зарплату, стипендии и даже пенсии.

Так что же надо знать, чтобы не бояться операций с виртуальными деньгами?

Электронный кошелек

Пластиковые карты бывают кредитными и дебетовыми. На последние кладут, например, зарплату. То есть дебетовая карта - это электронный кошелек.

Выпуск кредитных пластиковых карт до настоящего времени был крайне ограничен. Обладали ими лишь VIP-клиенты, платежеспособность которых не вызывала сомнений. Теперь "кредитка" доступна и простым гражданам, покупающим электронику. Они получают пластиковую карту, дающую возможность взять у банка в долг до 30 тыс. рублей. Правда, под очень высокие проценты - 39 процентов годовых. Так что "кредитка" по-прежнему остается доступной лишь небольшой группе банковских клиентов.

Договор дороже денег

Перевод зарплаты на "пластик" очень выгоден банкам: он позволяет значительно увеличить число клиентов и, соответственно, увеличить оборот. Договор на финансовое обслуживание заключается с организацией, а мнение работников, получающих зарплату, обычно никого не интересует. Несомненно, карточная система имеет массу преимуществ, но тем не менее дилетант может легко остаться без денег на счете. Чтобы такого не случилось, новоявленному владельцу карты следует помнить: главным документом для него отныне становится договор с банком, где отражены все спорные моменты выдачи и получения финансов.

Рассмотрим несколько типичных проблем, возникающих с обслуживанием "пластика".

Блокировка счета

Дмитрий Васильевич, работая в крупной компании, получал зарплату по карточке в расположенном на территории фирмы банкомате. Кроме того, сотрудники фирмы могли оплатить карточкой еще и обед в столовой. При постоянном скоплении народа любой человек мог без труда подсмотреть чужой PIN-код. В пятницу вечером карту у Дмитрия Васильевича украли. Пострадавший немедленно обратился в банк для блокировки счета. Его заверили, что все будет в порядке. Спустя две недели Дмитрий Васильевич получил новую карточку. Денег на счете не оказалось: их сняли в субботу, на следующий день после кражи и заявления о пропаже. Однако банк оказался не виноват. А виновата невнимательность Дмитрия Васильевича, не разглядевшего подпункт договора, который допускал определенные сбои с блокировкой карточки в выходные и праздники. И хотя заявление поступило в пятницу, с процедурой спокойно затянули до понедельника, обосновав это юридически.

Как лучше. К чтению договора надо подойти очень серьезно. Необходимо точно знать обо всех опасностях, которые вас подстерегают.

Долг поневоле

Лена присмотрела себе замечательную кофточку за 500 рублей. О состоянии счета она, конечно, даже не подумала. А на балансе оставалось всего 200 рублей. Продавец оформил покупку, не позвонив в банк на предмет Лениной платежеспособности. В результате, сама того не подозревая, она задолжала банку.

У Валерия Анатольевича - валютный счет, но деньги он решил снять в рублях. Забрав с карточки почти всю сумму, Валерий Анатольевич остался в "минусе" из-за процентов, взятых банком за проведенную конвертацию.

Клиент обычно не особо интересуется процентами, взимаемыми банком за долги. А зря! Банки, как правило, не сразу сообщают о превышении счета, но начислять проценты (и немаленькие) начинают немедленно. Судите сами: "Автобанк" начисляет за долги 15 процентов годовых, а "МДМ-банк" - целых 72 процента!

Как лучше. Следите за состоянием счета. Выясните заранее, сколько берет ваш банк за "растрату".

Занимательная банковская арифметика

Дано: Необходимо снять с карточки Cirrus/Maestro Сбербанка 600 рублей в три равных приема - по 200.

Условия:

1. Доступен банкомат "Первое О.В.К." на одной из станций метро.

2. За каждую операцию банк "Первое О.В.К." удержит по 1,2 процента от требуемой суммы.

3. Сбербанк же "присвоит" 1 процент от снимаемой суммы, но не менее 72 рублей.

Вопрос: На сколько уменьшится баланс на вашей карте?

Решение:

Вы снимаете 200 рублей. 1 процент от 200 = 2 рублям. Но за свои услуги банк берет не менее 72 рублей. Банкомат за пользование снимает с вас 1,2 процента от 200 рублей - 2,4 рубля.

Считаем: 72 + 2,4 = 74, 4 рубля.

Снимаем по 200 рублей еще два раза и каждый раз платим за обслуживание по 74,4 рубля.

74,4 х 3 = 223,2 рубля.

Итого: Вы сняли 600 рублей и заплатили банку за услуги 223,2 рубля. Остаток на вашей карте уменьшился на 823,2 рубля (74,4х3+600).

Некоторые банки "дерут" комиссионные даже со своих клиентов. Наиболее распространенный тариф в "чужих" банкоматах - 1 процент, но не менее $3.

Как лучше. Пользуйтесь "родными" банкоматами. Не снимайте в "чужих" банкоматах деньги небольшими порциями.

Минута на размышление

Нерасторопность при общении с "денежной машиной" может сыграть с вами злую шутку. Если вы зазевались и после завершения операции не успели вытащить карту или взять деньги, хитрое устройство просто-напросто заглатывает банкноты или кусок пластика. Ведь время ожидания у банкомата составляет в среднем 1 минуту. Чтобы вернуть утраченное, нужно написать заявление в банк-владелец банкомата. В зависимости от места расположения банкомата процесс может затянуться на несколько месяцев.

Потерять электронный кошелек можно и из-за так называемых сбоев по линии связи: "хищное устройство" просто не отдает вам карточку назад. А если эта проблема возникла у вас вдали от родины, особенно когда утром самолет, - проблем не оберешься. Рано или поздно ваша карта увидит солнечный свет и отправится-таки в родной банк, но это будет ох как не скоро...

Как лучше. Старайтесь пользоваться услугами банкоматов, установленных возле банков-владельцев, - проще обратиться за помощью.

Номер карты - не пустой звук

Если где-либо вас просят оставить номер своей кредитной карты, будьте готовы к неприятным сюрпризам и принимайте соответствующие меры. После указания номера карты на сайтах интернет-магазинов с нее могут исчезать некоторые суммы (обычно незначительные, с расчетом, чтобы владелец не заметил пропавшей "мелочи"). Это касается владельцев кредитных карт, так как "зарплатными" Cirrus/Maestro и VISA Electron, как правило, не удастся расплатиться даже в Интернете.

Как лучше. При оплате услуг через Интернет постарайтесь выяснить побольше о той компании, которой предоставляете сведения о своей карточке.

Юрий КОРОТЕЦКИЙ

Следует помнить

1. PIN-код нельзя хранить рядом с карточкой или записывать его на ней. В противном случае, потеряв карту, вы рискуете потерять и деньги. Ни в коем случае не называйте код даже знакомым.

2. Старайтесь не выбрасывать чек с номером своей карты, так как это может облегчить злоумышленникам доступ к вашим средствам.

3. Пользуясь банкоматом, убедитесь, что никто не стоит у вас за спиной.

4. В случае утраты карты необходимо немедленно сообщить об этом в свой банк.

5. Обычная карта Cirrus/Maestro или VISA Electron с рублевым счетом будет нормально функционировать как в Канаде, так и в Москве. Но лучше, конечно, использовать валютный счет за границей, а рублевый - в России.



Вам может быть интересно: