В Иванове стоит Пизанская башня

В глубинке слагают песни, живут до ста лет и показывают редким туристам местную гордость

В глубинке слагают песни, живут до ста лет и показывают редким туристам местную гордость

В поселке Писцово Ивановской области, на родине известной песни «Живет моя отрада», второй век проживает Евлалия Сальцына, местная достопримечательность. Ровеснице первой русской революции исполнилось 105 лет. Почти столько же, сколько другой местной достопримечательности - писцовской Пизанской башне - около века назад колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы внезапно наклонилась.

В 10 километрах от Иванова стоит поселок Писцово, ничем с виду не примечательный. Деревянные домики, улочки, улочки. Жизнь здесь течет тихая, размеренная, бедная. Откуда произошло название поселка, никто не знает.  Предполагают, что в дворцовом селе (а именно так о нем говорится в первых документальных упоминаниях 1568 года) когда-то жили писцы. Впрочем, и сегодня это предположение не кажется абсурдным, ведь,  кроме как писать стихи, здесь больше заняться-то и нечем. Глушь и чудь. В этой тиши хорошо сочиняются легенды.  Здесь местный поэт Сергей Рыскин когда-то написал стихи к песне «Живет моя отрада», но своего героя писцовцы тогда не признали. Сведения о нем раскопал ныне здравствующий краевед Валентин Сучков. Всю свою жизнь он работал над летописью края и сегодня накопил с десяток собственных книг. Писал о врачах, заслуженных учителях, о работниках местной фабрики. Ведь когда-то Писцово было частью ивановской ситцевой империи. А теперь жители поселка ежедневно ездят на заработки кто в Иваново, а кто в Москву,  иные же просто пьют, потому что своего производства в поселке давно уже нет.

.

 

Долгожительница

В наследство от предков писцовцам достался колхоз с оптимистичным названием «Прогресс».

- Восемь лет уж от него урожая не видали! Во как работает! - горько улыбаются селяне.

Полвека назад в колхозе том трудилась местная долгожительница Евлалия Сальцына. Вставала засветло и спешила к коровам да телятам, по надоям выходила на первое место и за хорошую работу доярка-телятница получала премии и благодарности. Вековая история прошла за ее плечами, но, кроме Великой Отечественной, старушке вспомнить нечего. Войну Евлалия застала уже замужней. В 40-м году родилась дочь Людмила, а через год мужа забрали на фронт.

- А мужа моего немцы в плен взяли. И только через год после окончания войны вернулся, - вспоминает долгожительница.

Пришел и увез жену с дочерью на Урал, куда посылали работать бывших пленных. Два года на севере прожили Сальцыны, а в деревню вернулись уже с двумя детьми.

 - Хороший был у меня муж. После войны не сбежал от меня, и пил когда – тоже не сбежал. Раза два только от него подзатыльник получила, а так не бил, - лаконично рассказывает старушка. – Два месяца не дожил до 90-летия.

В семье Евлалии Сальцыной -  все долгожители. Говорит, одна сестра до 80 лет прожила, а остальные за 90 уж померли. Всех их схоронила старушка, всех она помнит и молится тихо вечерами, когда читает Библию или ходит в местную церковь.

Фото: pistsovo.ru

Фото: pistsovo.ru

Пизанская башня

Есть в поселке Писцово еще одна достопримечательность. На площади пяти дорог стоит окутанная мифами и легендами Пизанская башня - колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Все жители села якобы замечают, что колокольня та странным образом наклонилась на юго-восток. Говорят, это особенно хорошо заметно со стороны средней школы. Никто из жителей точно не знает, когда началось падение, остановилось оно или продолжается.

- Колокольня, по преданию, была построена в XVI веке вместе с храмом. Но ни в одном историческом документе нашего времени нет никаких сведений о наклоне, - рассказывает краевед Валентин Сучков. – Некоторые краеведы утверждают, что колокольня наклонилась около ста лет назад.

Впрочем, замером угла падения местной Пизанской башни никто не занимался. И только в 2001 году группа краеведов вместе с учителем геометрии решила научно подтвердить сие необъяснимое явление и определила угол наклона. Цифра оказалась до обидного смешной – всего четыре градуса…



автор