Чему обучали женщин, которые работали на КГБ

Кадр из сериала Феликса Герчикова «Разведчицы»
Кадр из сериала Феликса Герчикова «Разведчицы»
Женщина-разведчик – не анекдот из двух слов, а историческая реальность. В Комитете государственной безопасности в советские времена было немало сотрудниц, чья принадлежность к прекрасному полу не мешала им быть ценными работниками – а зачастую и помогала. Конечно, критерии отбора были очень строгими.

Характер нордический, стойкий

Зоя Воскресенская-Рыбкина
Зоя Воскресенская-Рыбкина

Женщины, претендовавшие на работу разведчиц, должны были обладать психологической устойчивостью, железным самоконтролем, недюжинным интеллектом, быть эрудированными – и, разумеется, знать иностранные языки, ведь многим из них предстояло проводить долгие годы в чужой стране. Например, Зоя Рыбкина, которую весь Союз знал как Зою Воскресенскую, писавшую детские книжки о Ленине, была самым настоящим шпионом – во внешней разведке она прослужила 25 лет, имела агентурный псевдоним «Ирина». Два года провела в Харбине, жила в Риге под видом баронессы, в Германии и Австрии, потом работала в Москве аналитиком внешней разведки. А писать книги начала уже на пенсии.

Следователями в КГБ женщины не работали – а вот высокие посты занимали. Полковник Галина Смирнова в 80-х возглавляла одно из подразделений Комитета госбезопасности.

Кадр из сериала Феликса Герчикова «Разведчицы»
Кадр из сериала Феликса Герчикова «Разведчицы»

Красота – страшная сила

«Красивая женщина сама по себе отвлекает внимание», – говорил Жеглов Шарапову в знаменитом фильме Говорухина. Видимо, в КГБ были с ним солидарны – и набирали на службу весьма привлекательных дам. Степень очаровательности претенденток оценивала целая комиссия. Новопоступивших девушек не только обучали шпионским навыкам, но и знакомили с тонкостями мужской психологии.

Красота нужна была сотрудницам КГБ как способ обольщения врагов и выведывания их секретов. Яркий пример агента-обольстительницы – актриса Ольга Чехова: она с 1932 года поселилась в Германии по заданию свыше, стала возлюбленной самого Геринга, рейхсмаршала, второго человека после Гитлера в фашистской Германии. От него, а затем и от других обожателей Ольга получала ценные сведения, которые передавала на родину.

Ирина Алимова также обладала прекрасными сценическими данными, хотя и не была профессиональной актрисой. Как бы уничижительно ни отзывался о женщинах-разведчицах Рихард Зорге, продолжательницей его дела стала именно Алимова – она была советской резиденткой в Японии, познакомилась с супругой императора и передавала в СССР важные сведения о расположении американских военных баз в Стране восходящего солнца.

Кадр из сериала Феликса Герчикова «Разведчицы»
Кадр из сериала Феликса Герчикова «Разведчицы»

Ваши тела – ваше оружие!

Подобными лозунгами накачивали красивых девушек, завербованных в КГБ в качестве шпионок. В стране, где интима якобы не было, воспитывалась целая когорта обольстительниц. Под Казанью была открыта специальная школа, в которую поступали пламенные комсомолки, чтобы выйти оттуда холодными циничными обольстительницами. Впрочем, учились в этой школе не только девушки, но и юноши нестандартной ориентации. Привлекало КГБ к сотрудничеству и так называемых «ночных бабочек».

Зачем нужны были агенты, способные соблазнить даже примерного семьянина? Чтобы собирать компромат: сцены соблазнения записывались на пленку. В каждом крупном отеле, где селились иностранцы, существовали специально оборудованные номера, в которых велись прослушка и съемка. Те, кому показывали соответствующие кадры, предпочитали их обнародованию сотрудничество с разведкой СССР.

Бывало, правда, и так, что планы КГБ срывались из-за недостаточно изученного менталитета некоторых политиков. Например, президент Индонезии Ахмед Сукарно, увидев отснятый на прекрасную американскую пленку фильм о своем более чем нежном общении сразу с несколькими девушками, ужасно обрадовался такому подарку от правительства СССР и захотел получить дополнительные копии.

Кадр из сериала «Разведчицы»
Кадр из сериала «Разведчицы»

Готовьте ваши уши

Были в КГБ и более приличные должности для сотрудниц. Так, когда в 1979 году Юрий Андропов регламентировал механизм прослушивания и повсюду начали устанавливаться точки прослушки, операторами в пункты прослушивания предпочитали набирать женщин. Они должны были стенографировать записанные на магнитофонную ленту разговоры. Требования к операторам предъявлялись опять же достаточно жесткие: надо было не только знать иностранные языки, но и уметь различать на слух до 50 голосов.






Татьяна Анциферова обвинила КГБ в уничтожении записей своих концертов
Помог развалить СССР и передал секреты американцам: удивительная судьба последнего руководителя КГБ Вадима Бакатина