Александр Иванайский: «Практикующий ученый — сегодня основной двигатель инновационной сферы»
День российской науки с 1999 года ежегодно отмечается 8 февраля согласно Указу президента Российской Федерации в ознаменование создания в стране Академии наук. Сегодня ценность научного подхода к решению проблем реального сектора экономики особенно актуальна: производству требуются инновации; курс на импортозамещение также открывает широкое пространство для научных изысканий. Государство поддерживает ученых и изобретателей-новаторов через различные программы и гранты. Александр Иванайский, кандидат технических наук, эксперт в области материаловедения, контроля качества и сварки, защитил десять своих изобретений, получив на них патенты, и сумел внедрить свои разработки в производство. Один из проектов Александру удалось реализовать благодаря гранту в три миллиона рублей по программе «СТАРТ» Фонда содействия инновациям.
Программа «СТАРТ» Фонда содействия инновациям — программа господдержки, направленная на создание новых и поддержку существующих малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих значительный потенциал коммерциализации.
Обсудили с экспертом, как ускорить внедрение результатов научных исследований в практическую плоскость.
Александр Иванайский — директор ООО «Контрольно-диагностический центр», (г. Барнаул Алтайского края), основатель экзаменационного центра «Алтай-НК», заведующий кафедрой Алтайского государственного технического университета, кандидат технических наук, с 2004 года занимается научными исследованиями и разработкой программ развития и модернизации производств (металлургия и машиностроение). Получил восемь патентов и две полезные модели (техническое решение, на которое правообладатель может получить законную монополию после его государственной регистрации и выдачи патента). Автор 96 научных работ.
— Александр, ключевой вопрос каждого ученого — как внедрить свою разработку в промышленное производство. Если проанализировать ваш опыт, ответ можно сформулировать так: работать над конкретными задачами, которые ставит промышленность. Этого достаточно?
— Я отвечу «нет». Мир науки отличается от производства тем, что у нас, у ученых, отрицательный результат — тоже позитивный результат: гипотеза не подтвердилась. Такая свобода дает нам возможность экспериментировать и благодаря этому расширять горизонты поиска в смежные сферы, а также объединять проблемы разных отраслей, чтобы найти для них единое решение. Таким образом, к конкретике добавлю еще два фактора — универсальность и финансирование.
— Эта стратегия вами воплощена в разработке метода акустико-эмиссионного контроля: он появился как ответ на конкретную проблему, но его можно применять везде, где требуется регулярный неразрушающий контроль, и вашим методом уже пользуются многие предприятия. В чем его особенности?
— Сегодня в технических объектах используется много новых материалов и сложных конструкций, поэтому возникла необходимость комплексного контроля состояния объектов, основанного на современных неразрушающих принципах. Я искал метод такого контроля, который мог бы дать представление о состоянии конструкции в целом, и в итоге его разработал и воплотил — это акустико-эмиссионный метод. Я создал авторские технологии контроля объектов из стали и композитных материалов, а также сконструировал аппаратную часть четырехканального акустико-эмиссионного комплекса. Оригинальность моего технического решения закреплена свидетельством о регистрации № 2017611825. Мой метод значимый для таких отраслей, как сварка, контроль качества и материаловедение. Более того, разработанный мной метод акустико-эмиссионного контроля способен, например, решить глобальную задачу в автомобильной промышленности — речь о безопасности людей и техники. Как пример: при переоборудовании автотранспорта под газовое топливо сегодня широко применяются композитные баллоны. При неправильной эксплуатации — при превышении допустимого рабочего давления или механических повреждениях — композитные баллоны могут взрываться. Периодический контроль их состояния позволит своевременно выводить их в ремонт или на замену, что значительно снизит опасность для жизни и здоровья людей.
— В профессиональном сообществе ваше изобретение признано уникальным — такого комплекса в России до вашей разработки просто не существовало. Вы смогли выиграть грант в три миллиона рублей по программе «СТАРТ» Фонда содействия инновациям. Насколько сложно это было сделать, и какие возможности дала вам победа?
— Я подал заявку по направлению «новые приборы и аппаратные комплексы». На первом этапе конкурса «Старт» была разработана конструкторская документация и изготовлен экспериментальный образец акустико-эмиссионного аппаратного комплекса. Проведенные испытания показали его высокие функциональные способности. Ко второму этапу конкурса необходимо было найти софинансирование в размере 100 % от гранта, и я справился с этой задачей. Научная разработка оказалась коммерчески перспективной. В итоге мы создали прототип комплекса акустико-эмиссионного контроля технических объектов.
— Акустико-эмиссионный контроль уже применяют не только в России, но и за рубежом: компания «Метангазсервис» реализует ее в Ташкенте. А разработанный вами уникальный метод сварки помог предприятию «Промстройметаллоконструкция» получить финансирование в размере 20 миллионов рублей на собственную модернизацию. Что это за способ?
— Это комбинированная технология сварки в активных контролируемых средах высокопрочных сталей. Она позволяет получать сварные соединения с высокой усталостной прочностью и высокой холодостойкостью, что очень важно в странах с континентальным климатом, в районах с тяжелыми климатическими условиями. Разработанный мной способ сварки в среде защитных газов и способ легирования металла шва были успешно внедрены при производстве мачт связи на базе граненых опор из высокопрочных сталей на предприятии «Промстройметаллоконструкция». Кроме того, внедренная технология легирования наплавляемого металла уникальна, так как ранее не было единого способа, который бы обеспечивал равнопрочность сварных соединений и основного металла сложнолегированных карбонитридно-упрочненных сталей с обеспечением повышенной стойкости швов к образованию трещин по сравнению с существующими технологическими вариантами сварки. Эта технология была успешно опробована на Барнаульском заводе промышленного оборудования.
— Как вы сказали, практикующий ученый становится основной движущей силой новаций в современном мире. А как нарастить этот потенциал: «заразить» практиков наукой или ученых — практикой?
— Хороший вопрос. Мы работаем над этим! Накопленный опыт в области сварки, неразрушающего контроля и диагностики, а также мой успех во внедрении разработок в реальное производство на действующих предприятиях подтолкнули меня к созданию на базе Контрольно-диагностического центра специализированного экзаменационного центра «Алтай-НК».
Центр обучения и аттестации «Алтай-НК»: создан в 2013 году на базе ООО КДЦ; ведет подготовку кадров по рабочим специальностям промышленного сектора (сварщик, термист, контролер сварочных работ, дефектоскопист и др.), а также аттестацию специалистов в соответствии с требованиями, утвержденными Ростехнадзором России. Был признан в качестве экзаменационного центра независимым органом по аттестации Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-учебный центр "Сварка и контроль"при МГТУ им. Н. Э. Баумана" (ФГАУ «НУЦСК при МГТУ им. Н. Э. Баумана»).
Я и подобранный мной коллектив уже обучаем и аттестуем специалистов неразрушающего контроля, дефектоскопистов. Для того, чтобы получить право их аттестовывать, нужно самому быть аттестованным на самый высокий, третий уровень. Мы обучаем около 120 — 140 человек в год. Плюс мы учим штучных специалистов, например, термистов или лаборантов металлографических лабораторий и обучаем кадры по запросам предприятий: к примеру, выпустили группу для компании «Харвест», крупнейшего производителя сельхозтехники. Таким образом мы выявляем талантливых, увлеченных людей, создаем условия для раскрытия их потенциала, помогаем находить новую работу, достигать новый уровень дохода, качественно менять свою жизнь. В прошлом, как заведующий кафедрой, я делился своим опытом со студентами, аспирантами и настойчиво рекомендовал им подавать свои изобретения на различные конкурсы и грантовые программы. Успех окрыляет. Хочу, чтобы они это почувствовали.
— Перефразируя Лермонтова — «гляжу на наше поколенье» — Вы с каким чувством смотрите на молодых ученых, их потенциал? Как их стимулировать не бросать науку?
— Наша молодежь во все времена была шустра и талантлива. Я считаю, что научный потенциал молодых ученых зависит от научной школы, поэтому главный вопрос — в сохранении существующих научных школ: обеспечение государством материально-технической базы и финансовая поддержка в виде именных стипендий, грантов и премий лучшим. Это создает конкурентную среду и отсеивает случайных людей. Нужно максимально увеличивать прием в аспирантуру, используя принцип «золотого руна»: просеять множество, чтобы выявить тех, кто талантлив, кому нравится исследовать и изобретать. На свои исследования нужно смотреть — скажу, исходя из личного опыта — с прикладной точки зрения, и если есть что-то, что можно коммерциализировать, то развивать эту сторону проекта.
И не сдаваться. К примеру, на участие в программе «Старт», где я стал победителем, заявки подали более 35 000 человек. Но я скрупулезно отработал каждое требование организаторов: административные, требования к документам, оригинальность и практическую значимость разработки, коммерческий потенциал — и в результате вошел в число победителей. Так что еще раз повторю — смело подаваться на гранты. Мой опыт доказывает, что выиграть — возможно, и на сегодня получение грантов от государства — это самый действенный механизм в нашей стране.
Анна Попова