Добрый чекист Абакумов
Контрразведка держала под колпаком даже Клавдию Шульженко
19 апреля 1943 года СТАЛИН подписал Указ о создании Главного управления контрразведки «СМЕРШ» (сокращение от «Смерть шпионам»). Эта легендарная организация имеет зловещую репутацию. Но современная публицистика чрезмерно демонизировала спецслужбу. Органы «СМЕРШ» не имели полномочий «ставить к стенке». Его сотрудники никогда не входили в заградотряды. И за борьбу с инакомыслием отвечали совсем другие подразделения НКВД. «СМЕРШ» - самая эффективная спецслужба Великой Отечественной войны. Но ее бойцов до последнего времени даже не признавали участниками той войны. Об этом поведала ветеран госбезопасности Анна ЗИБЕРОВА, чью работу курировал лично глава «СМЕРШ» Виктор АБАКУМОВ.
Про героическую Анну Зиберову мы узнали от президента Ассоциации военного историко-патриотического фильма Людмилы Цветковой. Ее документальные ленты получили множество наград на международных кинофестивалях, но телевидение их не жалует.
- А ведь картины из цикла «Свидетель эпохи» рассказывают об удивительных людях, чья жизнь ярче и драматичнее любого «телемыла»! - сетует Цветкова. - То же касается и Анны Зиберовой. Родом она из большой крестьянской семьи Овсянниковых, бывших крепостных матери Тургенева. Хотела стать учительницей русского языка и литературы. Но вместо этого в годы Великой Отечественной войны ее призвали в органы госбезопасности. 40 лет ее жизнь была связана со спецслужбой.
АБАКУМОВ станет министром, и его расстреляют |
Волшебный шкаф
- В НКВД на собеседовании меня принимал лично Виктор Семенович Абакумов, - вспоминает Анна Зиберова. - Прихожу в приемную - народу полно! Старшие офицеры, очень много генералов. А я девчоночка совсем была, испугалась, вся съежилась… Меня наперебой стали успокаивать. Кто-то сказал: «Да вы не волнуйтесь, наш начальник добрый, хороший, он никогда никого не обидит зря». Успокоилась, огляделась. Смотрю: шкаф стоит, перед ним столик, за которым сидит офицер. Вдруг звонок. Офицер встает…и уходит в шкаф. Затем возвращается. Вот чудеса! Оказывается, так был замаскирован вход в приемную Абакумова. Скоро пригласили и меня.
В кабинете за огромным столом сидел красивый человек. Напротив кресло. «Садитесь». Я села. Надо бы на краешек, а я плюхнулась в середину. И провалилась - ноги вверх пошли. И все, так сказать, у меня стало видно… Абакумов молча усмехнулся и уткнулся в папку. Я была готова сквозь землю от стыда провалиться!
Но ничего. Абакумов стал расспрашивать - люблю ли мужа, чем увлекаюсь, что читаю, как хорошо знаю Москву. «А теперь, - говорит, - вы свободны». На следующий день, когда я пришла в свой педагогический институт, узнала, что меня взяли в военную разведку.
Сотрудники «СМЕРШ» вызывали трепет даже без пистолета, одним удостоверением |
Рука в крови
- Мы перехватили шифровку, в которой вражеский лазутчик просит его встретить для переправки через линию фронта. По плану в условленный день я должна была затаиться на лестничной площадке над его квартирой. А когда он начнет выходить - махнуть белым платочком в форточку с разбитым стеклом. Но едва я стала подниматься по лестнице, этот офицер уже спускался мне навстречу. Он специально вышел на час раньше!
Что делать - поднимаюсь все выше. Прохожу мимо разбитого окна. А агент не выходит из подъезда. Смотрит на меня снизу. Дохожу до последнего этажа - там единственная квартира. Громко стучу на весь подъезд. Открывает старушка. Мягко задвигаю ее внутрь и жалобно: «Дайте водички попить!» А я тогда беременная была сыном. Та глянула на мой живот и пошла на кухню. А я мигом выскакиваю за дверь, бежать до разбитого окна уже поздно. Выдавливаю форточку, вся рука в крови. И машу платочком, который из белого превратился в розовый. Отдышалась, выглядываю в окно. И вижу - на углу Кузнецкого моста и Рождественки стоят два человека. Один начальник нашего отделения, а другой - сам Абакумов! За эту операцию мне объявили первую благодарность.
Анна Кузьминична всю жизнь сражалась с врагами Родины |
Аккордеонист Власова
- Генерал Власов, переметнувшись к немцам, очень любил увеселительные попойки. Поэтому всегда при себе держал личного аккордеониста, - продолжает Анна Кузьминична. - У нас появилась информация, что этот аккордеонист тайно появился в Москве. Стали наводить справки о частных концертах. В поле зрения попал некий генерал, который пригласил артистов на свою вечеринку в доме на «Белорусской». Установили личность всех его гостей, кроме одной певицы. Только имя - Клавдия. Позже оказалось, это сама Клавдия Шульженко! Она приехала с фронта со своим мужем Коралли. И дала частный концерт за деньги, что тогда было категорически запрещено. Но «СМЕРШ» интересовали только предатели, так что Клавдию Ивановну мы оставили в покое.
А того агента я все же отыскала в районе Таганки в маленьком одноэтажном домике. Привлек внимание его роскошный иностранный аккордеон. После задержания агент рассказывал свою подлинную биографию. Не отрицал, что попал в плен, где ему выбили все зубы. Но потом его якобы быстро освободили. Изобличил его полный рот золотых зубов. Боец Красной Армии просто не мог себе такого позволить.
Подвиги Анны ЗИБЕРОВОЙ и её коллег озолотили создателей сериалов. Чего не скажешь о самих скромных героях войны |
По окончании войны нас не признали ее участниками. Только в 93-м году стали немножко доплачивать к пенсии. А мне вручили две медали - «За отвагу» и «За боевые заслуги». Настоящие солдатские награды.
Анна ЗИБЕРОВА |
На войне как на войне
Военные контрразведчики «СМЕРШ» не только выполняли свои прямые обязанности, но и непосредственно участвовали в боях. Однако награды получали в основном посмертно. Как и четверо чекистов: старший лейтенант Петр Жидков, лейтенант Григорий Кравцов, лейтенант Михаил Крыгин, лейтенант Василий Чеботарев, удостоившихся Звезды Героя Советского Союза после героической гибели.