Как бы вас лечили от инсульта и депрессии, если бы вы родились в Средние века
В старину врачи не поняли бы, о чем идет речь, услышав современные диагнозы вроде «грипп», «инсульт» или «инфаркт». Они пытались исцелять людей совсем от других заболеваний.
Удар
Склонными к удару считали людей тучных и немолодых, обладающих короткой толстой шеей, легко краснеющих, быстро впадающих в ярость и ведущих невоздержанный образ жизни. К удару приводили регулярное винопитие, любовь к жирной обильной пище, длительное нахождение в помещении со спертым воздухом, а также сильные переживания. Другое название удара – апоплексия.
Удар описывался так: у больного кружится голова, темнеет в глазах, немеют конечности, отмечается резкое ухудшение памяти и утрата речи, рвота, сильное потоотделение, возможны обмороки.
Лечили удары попеременным кровопусканием из обеих рук, солеными клистирами (клизмами). Ноги стягивали тугими повязками, парили в горячей воде. Если пропадала способность говорить, больным давали жевать имбирь или другие жгучие пряности. Спать апоплексиков укладывали чуть ли не сидя – чтобы голова была на возвышении. Прогнозы были неутешительные: даже если человек восстановится, через несколько лет его ждет новый удар.
Сейчас таким больным, скорее всего, ставили бы инсульт – ишемический либо геморрагический.
Читайте также: Самые зверские древние способы лечения >>
Антонов огонь
Так, начиная со Средних веков, называли омертвение конечностей или органов, а также всевозможные воспаления. Чаще всего этот термин применяли к отравившимся спорыньей, которая могла попасть в организм вместе с зараженным хлебом. Спорынья может вызывать галлюцинации, судороги и омертвение тканей. За больными нередко ухаживали монахи ордена Антония Великого, вселяя в них надежду исцелиться у алтарей этого святого.
На Руси этот недуг называли дерготой или злой корчей; люди образованные настаивали, что речь идет о «хлебной болезни». Со второй половины XIX века врачи начали объяснять крестьянам, что зерно перед обмолотом очень важно грамотно сортировать, чтобы спорынья не попала в муку.
Долгое время «антонов огонь» лечили примочками из простокваши, щавеля и репы – и это в лучшем случае. Некоторые чудо-лекари прикладывали к больным конечностям экскременты человека или компресс из водки с ацетатом свинца; последнее средство вместо желанного исцеления вызывало головную боль, ломоту в суставах и омертвение десен.
Истерия
Ставили этот диагноз исключительно женщинам; даже само слово произошло от греческого ὑστέρα – «матка». Вплоть до XVIII века медики были уверены, что матка способна блуждать по организму; считалось, что именно блуждающая матка вызывает у женщин и девушек – особенно худеньких, флегматичных, с плохим пищеварением – такие разные симптомы, как головные и желудочные боли, неутолимый голод или полное отсутствие аппетита, потерю влечения к мужчинам или, наоборот, ненормально повышенную сексуальную активность (в этом случае говорили о бешенстве матки) – а также истерические приступы: когда женщина, задыхаясь и стиснув зубы, бьется в конвульсиях.
В XVIII веке истерию стали было приписывать к нервным болезням – тем более что у женщин, от истерии скончавшихся, при вскрытии обнаруживалась абсолютно нормальная матка, а никакая не блуждающая. В начале XIX века, впрочем, медики все еще усматривали связь истерик с женской репродуктивной системой – до тех пор, пока Жан Шарко, французский врач, не описал случаи истерии у мужчин и не уверил всех, что подобные расстройства следует связывать с нарушением функционирования периферической нервной системы.
До этого больных истерией лечили кто во что горазд: мускусом и бобровой струей, рвотными средствами и клистирами, бальзамами с опиумом – и даже удалением клитора, а то и матки.
Меланхолия
Уныние и неспособность радоваться долгое время тоже считалось болезнью, причем обусловленную изобилием черной желчи в организме. Считалось, что кровь по жилам меланхоликов течет густая и черная, и оттого они так печальны. Симптомами меланхолии, помимо постоянной грусти и неспособности нормально работать, считались запор и понос, сонливость и бессонница, страхи и чрезмерная любознательность – а также навязчивые мысли и странные фантазии.
Меланхоликам прописывали развлечения, легкую пищу и свежий воздух, прохладные ванны – а также менее приятные средства лечения: например, те же «вонючие пилюли», что пили истерички, а также нарывные мази и искусственные язвы. Вплоть до XVIII века лечили их и кровопусканиями – затем, к счастью, решили, что с меланхоликами нужно обходиться нежно и бережно; это избавило несчастных от ланцетов и пиявок.
* * *
Сейчас читать обо всех этих диагнозах, не говоря уж о методах лечения, жутковато – а ведь лекари относились ко всему этому всерьез. Кто знает, может быть, лет через двести современные диагнозы и назначения тоже будут казаться врачам будущего странными и нелепыми?