Легальный бизнес на конопле: опыт Михаила Дубровина

Михаил Дубровин
Михаил Дубровин / Источник:
Основатель всероссийской сети магазинов с товарами из технической конопли рассказал, где берет сырье, как борется со стереотипами и как защищал идею бизнеса перед региональным правительством.

Площадь посевов технической конопли в этом году достигла 12,8 тысяч гектара, сообщает Минсельхоз РФ. Рост составил более 18%. Этому способствовала в том числе поддержка государства — с 2021 года власти начали субсидировать выращивание технической конопли. Растение в России хотя и воспринимается до сих пор чаще в негативном контексте, однако год от года, казалось бы, забытое сельскохозяйственное направление, включающее производство и продажу товаров из технической разновидности конопли все больше набирает обороты и перестает считаться табуированной. Изменение отношения к растению — заслуга ряда российских предпринимателей, один из которых — Михаил Дубровин, основатель сети магазинов по продаже изделий из технической конопли Hemp for Life, спикер бизнес-конференций, автор книги о конопле и победитель бизнес-стендапа в Нижнем Новгороде. С какими преградами сталкивается предприниматель, работающий с технической коноплей, и чем может отрасль помочь отечественной экономике — в интервью с Михаилом Дубровиным.

— Михаил, вы стали одним из первых в стране, кто решился массово развивать торговлю, а потом и производство товаров из технической конопли. Что натолкнуло на идею заняться таким бизнесом, учитывая, что у большинства в России в то время растение ассоциировалось с негативом?

— Предпринимательством я занимаюсь со школы, набирался опыта в разных проектах, связанных с розничной и оптовой торговлей, участием в ивент жизни, а также услугами, в том числе и связанными с международным туризмом. Когда я узнал о конопле, я так же, как и многие прошел несколько эмоциональных стадий, но сильнее оказался интерес, который и привел меня в этот бизнес. Позже этот интерес только рос, больше скажу — я влюблялся в это растение каждый раз, когда узнавал что-то новое о нем. Порой просто накрывало восхищение и те позитивные возможности для мира и экономики, которые несет конопля. Польза для всего и всех без исключения, огромные сформированные рынки, но с сильным конкурентным продуктом и мысли о самом невероятном маркетинге вокруг названия — все совпало. Нужно выходить в массы, подумал я и приступил к делу.

— В этом бизнес вы уже четвертый год. Можно ли говорить о том, что отношение потребителей к товарам из конопли меняется от настороженного к позитивному?

— Однозначно, количество шуток о наших товарах из конопли все меньше, даже становится скучно. Обсуждение пользы или обмен опытом входит в практику. Безусловно стоит порадоваться. Это показатель того, что мы работаем не зря. Считаю свое решение по развитию отрасли через сеть партнеров верным. Таким образом, каждый день, настоящие приверженцы конопли получили возможность зарабатывать на том, что любят и считают действительно ценным. Это только усилило поток информации о растении в массы, разрушая мифы и стереотипы.

— Сеть ваших магазинов Hemp for Life довольно быстро выросла с пары магазинов до почти двух десятков, причем в разных городах. Подобные действия выглядят очень смело, ведь вывеска «Конопля» в торговом центре — это не просто вызов, но и прецедент государственного масштаба. Глядя на вас, как реагируют другие предприниматели?

— Я думаю, что это должно вызывать только позитивные эмоции, объясню почему. Рынок настолько пуст, что о конкуренции говорить совсем рано.

Для того, чтобы привлечь новых игроков в индустрию, я разработал франшизу, которая помогает предпринимателю разобраться с юридическими страхами, наличием товара, продвижением и рядом других вопросов.

Открытые магазины с товарами из конопли в свою очередь явно помогают расширять рынок сбыта и индустрию в целом. Будет сбыт — будет увеличиваться предложение. Важным стратегическим решением стало расширение ассортимента за счет других производителей товаров из конопли. Теперь у предпринимателей стало больше возможностей для продажи своих товаров, мы закупаемся оптом и распределяем по всем магазинам сети от Санкт-Петербурга до Хабаровска. То есть это еще и удобно — для производителей решается вопрос с логистикой, а для конечного потребителя — обильное наличие продуктов из конопли у него в регионе или в собственном городе. Также открытие магазинов в торговых центрах с вывесками «конопля» создает прецедент и мотивирует предпринимателей действовать смелее, опираясь на наш опыт. Которым мы, кстати, регулярно делимся. Магазины нашего бренда стали первыми в России и ребята, которые осмелились пройти этот путь с нами — настоящие герои. Они порой отважно защищают и отстаивают честь конопли перед различными инстанциями, не говоря о ежедневных рассказах о преимуществах конопли своим покупателям и их сомневающимся друзьям.

— Франшизу магазина купили уже более десятка партнёров. А что с производством товаров? Есть положительная динамика?

— Положительная динамика существует на разных уровнях. Инвесторы не только активнее смотрят в сторону коноплеводства, но и принимают прямое участие. Строительство заводов по переработке должно оказать существенный вклад в индустрию. Мы же строим маркетплейс для товаров, которые производятся не только в России. Наше производство расположено в Непале, нам интересны товары из Европы и других стран СНГ. Ассортимент уже достаточно широкий — около 400 наименований. В основе присутствуют три категории — еда, вещи, косметика.

— Вы первыми в России начали выпускать наполнитель туалета для животных на основе конопли. А кто выступает поставщиком сырья, и где находится производство?

— Да, в этом году запустил еще одну компанию, под названием Hempany. Первый ряд товаров предназначен для животных. Это еще один способ выйти на массовый маркет для того, чтобы конопля появилась на полках в больших сетях и привлекла к себе внимание. Производство наполнителя базируется в Нижегородской области, а сырье поставляет наш партнёр «Мордовские пенькозаводы», это старейшее предприятие, которое занимается выращиванием технической конопли в России и производством волокна. Мы покупаем костру (перемолотый стебель), перерабатываем его и в итоге получаем наполнитель без всяких химических добавок с большим количеством преимуществ. Это один из примеров как можно выйти на большой рынок, имеющий ежедневный спрос, с новым товаром.

— Михаил, Вы часто участвуете в публичных выступлениях, а также не раз являлись членом жюри в конкурсах и судили других предпринимателей. Особенно интересно то, что вы с рассказом о своем бизнесе стали победителем бизнес-стендапа, где в жюри кроме инвесторов сидели официальные лица — представители регионального правительства. Отношение государства к бизнесу на технической конопле меняется, но достаточно ли, на ваш взгляд?

— Замечаю, что отношение к технической конопле зависит не от уровня власти, а от осведомленности конкретного человека. Поэтому важно менять общее представление об индустрии. Выгодой своей деятельности, а конкретно выводом знаний о конопле в массы и расширением количества предпринимательских инициатив, я считаю давление на государство снизу. Когда виден интерес в обществе, когда рынок набирает обороты и объемы — игнорировать это становится сложнее. Тогда законодательное регулирование становится неотъемлемой частью. А изменение законодательных актов — это важнейшая задача на сегодняшний день.

Обсуждения на государственном уровне — это безусловно важно, но сельское хозяйство это в первую очередь ответственность регионов. Поэтому считаю для себя, что менять мышление и заниматься продвижением на местах, в регионах — является приоритетной деятельностью. Ведь это те люди, с кем в итоге придется много и плотно взаимодействовать. А их интерес к отрасли сможет облегчить работу предпринимателей.

Я рад, что смог пройти отбор и принять участие в конкурсе «Свои грабли». Так как в жюри были авторитетные представители нашего города, например: заместитель губернатора Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов, министр промышленности региона Максим Черкасов, а также известные крупные нижегородские предприниматели. У меня был панчлайн: «Основа моего бизнеса — конопля. Мы продаем ее налево и направо. Я, конечно, не Снуп Догг, но тоже готов посвятить ей жизнь», — и его отлично восприняли.

Так же я был единственным, кто выступил с презентацией и подготовил подарки жюри. Всем подарил маски из конопли, чтобы могли «вдохнуть натуральным». Основателю группы «Электроника» Сергею Кузнецову — игру «Монополия Нижний Новгород. Узнай свой город»; когда я создавал эту игру, то приходил к нему для согласования размещения его компаний на поле игры. Депутату Балашову Юрию — подушку с его изображением, так как однажды мы пересекались с ним по моей прошлой деятельности, связанной с фотографией и фотосалонами. Это получилось уместно и, кажется, приятно для жюри. Я получил первое место, две номинации из трех и главный приз.

— Вы стали единственным человеком, который выступил с темой конопли на ежегодном мероприятии «День поля», которое организует нижегородский минсельхоз. Это означает, что в сельском хозяйстве еще мало интереса к конопле или недостаток экспертов?

— Думаю, что возрождение отрасли идет своим чередом и мы еще увидим бурные обсуждения и очереди на сцену.

— К нам в руки попала Ваша книга о конопле. Это безусловно теплая по содержанию и проникающая в глубину души книга, которая действительно заставила задуматься нашу редакцию о том, что конопля достойна внимания и развития, как индустрия. Мы ранее не встречали подобных книг, на сколько известно, это первая книга о конопле в современной России. С какой целью Вы написали ее? Это возможность донести до людей информацию или что-то большее?

— Одна книга может изменить многое. Доказательством этому является Максим Уваров — коллега, предприниматель, коноплевод, который пришел в индустрию благодаря одной книге о конопле времен СССР. Большой профессионал, который значительно повлиял на отрасль и одним из первых начал засаживать конопляные поля и активно принимать участие в продвижении растения. Мне симпатизирует то, что делает Александр Кучинский и другие предприниматели. Именно люди меняют мир — предприниматели и потребители, которые голосуют рублем. Книга, написана от имени конопли, с желанием привлечь как можно больше людей в индустрию. Дать больше информации о растении и посадить семена сомнения в головы многих. Семена, которые могут прорасти и реализоваться как новые предприятия или регулярные покупки товаров из конопли.

Анна Попова