На чём быстрее и дешевле путешествовать по Европе

Поезда вскоре могут перегнать самолеты

Поезда вскоре могут перегнать самолеты

Железнодорожные и авиаперевозки постоянно конкурируют друг с другом. Кто быстрее, комфортнее и дешевле доставит пассажира в пункт назначения. В последние годы выигрывали самолеты - летать однозначно быстрее и часто дешевле. Но, похоже, железные дорогие в ближайшее время возьмут реванш.

Конечно, скорость у самолетов выше, по крайней мере пока. Но добавьте время на регистрацию, досмотр, паспортный контроль, получение багажа и на то, чтобы добраться до аэропорта. Все равно получится, что в дороге вы полдня - это при коротких рейсах. А вокзалы расположены в черте города, часто в центре. И приезжать к поезду можно за пять минут, а не за два часа, как к самолету. До сих пор у поездов был один большой минус, особенно ощутимый в нашей большой стране, - скорость. Но теперь они способны разгоняться до 400 км/ч, и это делает путешествие куда короче.

Станислав САДАЛЬСКИЙ, как любой занятой человек, сразу оценил возможности российского скоростного поезда «Сапсан»

Быстрее, дальше, дешевле

В Европе скоростными магистралями уже опутаны все доступные и даже не очень места. Если из одного города до другого приходится добираться с пересадкой, стыковки продуманы не только по времени, но и в смысле удобства - чтобы нужно было лишь перейти с одного края платформы на другой. Разработаны различные тарифы, существуют скидки, специальные проездные, и все это дает возможность путешествовать между городами и странами комфортно и недорого. Причем узнать цены, расписание, а также купить билет можно через Интернет, что очень удобно при планировании поездки. Что нужно знать, чтобы бюджетно путешествовать на поездах:* в Европе на железных дорогах действует та же гибкая система цен, что с авиабилетами - чем раньше вы покупаете, тем дешевле. С той лишь разницей, что сильно заранее билеты на поезд не продаются, обычно только за два-три месяца вперед; * существенная разница в цене также при покупке в кассе вокзала (это дороже) и через Интернет. Но тут есть одна загвоздка: электронные билеты на поезда мало распространены. Поэтому при покупке через сайт вам предлагают забрать билет в автомате на вокзале или прислать билет обычной почтой. И иногда почта - это единственный вариант. Зная работу нашей «Почты России», немногие решаются на такую покупку, даже если заказывают сильно заранее. Какой тут выход? Если у вас есть знакомые в Европе, можно попросить прислать на их адрес. Или все же искать такие варианты, когда можно выкупить билет на вокзале;

Самый быстрый поезд разработан и ездит в Китае, но сделан на основе немецких и японских прототипов. Фото Ивана МАКЕЕВА/«Комсомольская правда»

* есть отдельные тарифы для молодежи (до 26 лет), детей, пенсионеров; * как правило, поезда в Европе сидячие - все-таки расстояния небольшие, но есть и ночные поезда с лежачими местами. И это - возможность сэкономить на ночевке в отеле, заодно перебравшись из одного города в другой.В каждой стране или регионе страны существуют местные проездные на поезда. Условия покупки и пользования в каждом конкретном случае свои. Скажем, в Бельгии можно купить билет на десять поездок - пользоваться им могут хоть один человек, хоть несколько. Просто нужно каждую поездку вписывать в отдельную строчку. А в немецкой земле Бавария продают железнодорожный билет на день - на одного или пять человек. Причем в билет вписан только один человек, остальные четыре могут меняться: хозяину достаточно сказать, мол, эти граждане со мной. Но в связи с тем, что в Европе практически не существует границ, был придуман универсальный проездной InterRail Pass. В чем его особенности:* InterRail One Country Pass действует в пределах одной страны, InterRail Global Pass - на территории 30 стран;

Российские поезда тоже способны удивлять

* помимо проезда, дает скидки на паромы и вход в некоторые музеи;* цена проездного зависит от возрастной категории пассажира и срока действия. Есть билеты на пять дней поездок в течение десяти дней, десять дней поездок в течение 22 дней, на 15, 22 дня и на месяц. За один день можно переезжать сколько угодно раз; * если вы сели на ночной поезд после 19.00, а прибыли в пункт назначения после четырех утра, то днем путешествия засчитывается только день прибытия, а не два дня;* в некоторых случаях нужно заранее бронировать места в поезде и доплачивать за них. Зато вы гарантированно уедете. Впрочем, всегда найдется альтернативный маршрут без доплаты. Вся информация доступна в Интернете или в буклете, который вы получаете при покупке проездного;* купить билет можно через Интернет или на центральных вокзалах крупных городов.

К InterRail Pass прилагаются схема дорог и буклет с пояснениями

Догоним и перегонимУ нас быстро доехать на поезде можно пока только из Москвы до Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, но, судя по заявлениям руководства РЖД, сеть скоростных дорог в ближайшее время будет усиленно развиваться. Магистрали обещают протянуть от Москвы в разных направлениях в ближайшие пять лет (см. инфографику). Цена билета будет зависеть от комфортности вагона и рассчитываться пропорционально расстоянию: от одного до десяти рублей за километр. Получается, что до Екатеринбурга, например, можно будет доехать из Москвы за шесть часов (сейчас от 26 ч), заплатив за билет от 1,8 тыс. руб. А до Самары - за 3,5 ч и 1 тыс. руб.

Так, возможно, будут выглядеть изнутри вагоны двухэтажной электрички на магнитной подушке, проект которой разрабатывают в Австралии

Первый этаж не предлагатьУже этим летом РЖД собирается пустить на маршруте Москва - Адлер двухэтажные вагоны. За счет большей вместимости обещают снижение цены на билет. К тому же эти поезда развивают скорость до 160 км/ч, а значит, пассажиры доберутся до моря в два раза быстрее. Также планируется к 2015 году сделать двухэтажными все аэроэкспрессы Москвы.

В США первый скоростной локомотив (160 км/ч) создали конструкторы «General Motors»

Только цифраСамый быстрый рейсовый поезд ездит в Китае, его скорость  486,1 км/ч.

Сайты национальных железных дорог

Франция: tgv.comИталия: trenitalia.comИспания: renfe.comГермания: bahn.comВеликобритания: nationalrail.co.uk