Успешный бизнес в СНГ: теория и практика Темирбека Ажыкулова

Темирбек Ажыкулов
Темирбек Ажыкулов
Эксперт в управлении крупными предприятиями, руководитель и создатель ряда профессиональных ассоциаций в Кыргызстане поделился опытом работы с органами государственной власти и секретами эффективной работы с предпринимателями и молодежью

В условиях экономического кризиса и переориентации рынков, задача бизнеса во всех странах остается прежней: сохранение и развитие. Логистические цепочки теперь строятся через страны Азии, а свои филиалы предприниматели предпочитают открывать в странах СНГ. Этот рынок для многих оказался неожиданно перспективным. Тем временем, условия для ведения бизнеса в отдельных странах улучшаются год от года. В этом отношении одним из лидеров стал Кыргызстан — в том числе, за счет создания на территории республики профильных бизнес-ассоциаций. Своим успешным функционированием и созданием многие из них обязаны Темирбеку Ажыкулову, талантливому управленцу, который вывел бизнес-культуру Кыргызстана на высокий уровень, и готов делиться своими знаниями далеко за пределами республики. За помощью в создании успешного бизнеса к Темирбеку обращаются его бывшие соотечественники, переехавшие в Россию, и в том числе — российские предприниматели.

Мы встретились с Темирбеком, чтобы узнать его историю успеха — как человека, который не просто занимается бизнесом, а ставит своей целью изменить бизнес-реальность — и успешно это делает.

На языке бизнеса

Свой путь в бизнес-среде Темирбек Ажыкулов начал еще в 2000 году, когда само слово «бизнес» только начало входить в обиход на территориях бывшего СССР. Параллельно учебе в ВУЗе, молодой юрист устроился помощником, и одновременно переводчиком управляющего проектом «Реабилитация автодороги Бишкек-Ош». Работы выполняла японская компания Japan Overseas Consultants. Так, конспектируя совещания и переводя документацию, общаясь на постоянной основе с высшими чинами власти, студент быстро начал ориентироваться в вопросах управления и развития бизнеса. После получения диплома Международного Университета Кыргызстана — решил сменить строительную отрасль на нефтегаз, устроившись юристом и переводчиком в ЗАО «Южная нефтяная компания». Именно там начался стремительный рост его карьеры. Уже через три года Темирбек Ажыкулов был генеральным директором, который вошел в историю компании как руководитель, организовавший проведение геофизических работ объемом более 20 тысяч км2 и бурение нескольких нефтяных скважин. Такие показатели для постсоветского Кыргызстана были колоссальными, поскольку с момента распада СССР в нефтегазовой отрасли страны масштабные геологоразведочные работы просто не проводились.

«Мы смогли провести геологоразведочные работы на границе трех государств: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, — рассказывает Темирбек Ажыкулов. — Такого рода работа вблизи указанных государств считается сложной по политическим и другим причинам. За все 8 лет работы в проекте у нас не было ни одного конфликта или аварии, которые могли бы затормозить работы. Мне удалось сформировать сильную команду из высококлассных профессионалов не только из Кыргызстана, но и привлечь сильных инженеров из-за рубежа».

Создание сильной команды, знание местного законодательства, умение выстраивать диалог среди сотрудников, инвесторов, государственных органов и местного населения, социально активная позиция позволили Темирбеку Ажыкулову не только реализовать проект без остановок и задержек, но и обеспечили новое назначение: он стал членом правления бизнес ассоциации ЖИА (некоммерческая организация Кыргызстана, миссией которой является развитие инновационного, социально ответственного и открытого сообщества предпринимателей — прим. ред.), а также председателем комитета по строительству в этой же ассоциации. Так начался этот путь, открывающий бизнесу Кыргызстана и стран-партнеров новые возможности.

Миссия

За два года работы в ЖИА, Темирбек Ажыкулов помог десяткам строительных компаний, организовал сотни обучающих семинаров и тренингов, и активно продвигал законодательные акты на уровне государственных органов и парламента. Он понял: это дело захватывает его полностью, именно в нем Темирбек увидел свою миссию.

В 2014 году, после ухода с должности генерального директора нефтегазовой компании, он решил посвятить себя работе с ассоциациями, в которых его уже знали и приглашали сотрудничать. Войдя в строительный комитет ЖИА, вчерашний управленец сферы нефтегаза достиг успеха на новом поприще, объединяя строительные компании, являющиеся конкурентами, проводя профессиональные выставки и форумы, работая над улучшением законодательства с сфере строительства.

Одновременно с этим, через конкурс, после рассмотрения кандидатур множества специалистов, Темирбека Ажыкулова назначают исполнительным директором Международного Делового Совета (крупная бизнес-ассоциация, защищающая интересы международных инвесторов и активно продвигающая вопросы улучшения инвестиционного климата в Кыргызской Республике — прим. ред.), а спустя еще некоторое время, его абсолютным большинством голосов выбирают на общем собрании председателем правления ЖИА.

«Я чувствовал, что зона моей ответственности стремительно расширяется, — говорит Темирбек Ажыкулов. — И понимал, что мне нужно больше знаний для того, чтобы быть максимально эффективным на занимаемых должностях. Поэтому, я поступил в Национальный Университет Сингапура, в Школу Государственного Управления имени Ли Кван Ю, и в 2017 году закончил его, получив степень магистра по специальности Государственное Управление».

Этот шаг — получение образования в области управления в одном из самых сильных ВУЗов этого профиля — помог Темирбеку сделать качественный рывок вперед. Теперь он не просто мог помочь бизнесу решить актуальную задачу отрасли или организовать наиболее благоприятные условия для развития, а видел задачу развития экономики Кыргызстана комплексно, на много лет вперед. Что он немедленно начал делать, разработав 10-летний план работы для ассоциации ЖИА.

Новый уровень

Новые знания Темирбек Ажыкулов смог применить практически сразу на высшем государственном уровне. Накануне пандемии он вместе с крупнейшими представителями бизнеса создает совершенно новую бизнес-организацию. Ассоциация развития агропромышленного комплекса Кыргызстана объединила крупнейших переработчиков сельскохозяйственных товаров Кыргызстана. Под руководством Ажыкулова объединение крупных сельхозпереработчиков смогло выявить проблемы сектора, выстроить эффективный диалог с государственными органами, организовать обмен опытом и знаниями среди участников рынка.

Сразу после снятия карантинных мер, Темирбека приглашает министр сельского хозяйства занять должность советника министра. Поскольку именно опыт и навыки Ажыкулова позволяли выстроить диалог государства с частным сектором, и разработать стратегию развития сельского хозяйства, необходимость которой назрела давно.

«В результате этой плодотворной совместной работы мы пришли к выводу, что путь, который я наметил — верный, — делится Темирбек Ажыкулов. — Что необходимо создать профильные ассоциации, для объединения профессионалов сельскохозяйственной отрасли. Это способствует развитию всей отрасли в целом.»

Буквально через несколько месяцев после начала сотрудничества Темирбека Ажыкулова с Министерством на постоянной основе, на свет появилась новая ассоциация: Молочное Объединение Кыргыстана. На этот раз — при поддержке не только крупных игроков рынка, но министра сельского хозяйства — лично. Впрочем, почти всем — от оформления документов, до разработки годового плана, руководил Темирбек, назначенный исполнительным директором данной ассоциации. Всего за год он смог сформировать организацию, набрать ее штат, получить признание рынка и государственных органов. В частности, работу Ажыкулова отметили сразу три ведомства — министерство сельского хозяйства, министерство экономики и и природных ресурсов Кыргызстана, вручив ему почетные грамоты и высоко оценив тот вклад, что он внес в экономику страны и деятельность бизнес-сообществ в целом.

«В ноябре 2022 года я уволился, с четким пониманием, что все процессы отлажены, ассоциация функционирует как надо, и продолжит работать без моего непосредственного участия», — вспоминает Темирбек.

В следующие 2 года Темирбек Ажыкулов продолжил свою работу уже на более широкую аудиторию, организовывая обучающие курсы для бизнес-ассоциаций Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

Новые игроки

На сегодня, Темирбек Ажыкулов сконцентрировался на «молодом» бизнесе, поскольку именно в стартапах он видит основной потенциал. Поэтому, не раздумывая, согласился на предложение стать членом специальной комиссии престижного в Кыргызской Республике Бишкекского Инвестиционного Форума, куда приглашают только самых опытных бизнес- профи, которые знают отрасль, в которой работают, «от и до», обладают высокой экспертизой, блестящей репутацией и независимостью. Так, с подачи Ажыкулова были разработаны критерии оценки бизнес-проектов для их презентации потенциальным инвесторам, впоследствии эксперт лично проводил оценку работ, а особо отличившимся претендентам даже лично помогал прописать бизнес-план.

«Бишкекский Инвестиционный Форум — это площадка, где встречаются МСБ (Малый и средний бизнес -прим. ред.) с крупным бизнесом, внутренними и зарубежными инвесторами, представителями парламентариев и государственных структур, международных и местных организаций, посольств и бизнес-сообществ, — отмечает Темирбек Ажыкулов. — Каждый отечественный предприниматель имеет возможность презентовать свой проект перед многочисленными инвесторами: как внутренними, так и иностранными. Я изучил больше тысячи таких проектов, и могу сказать, что наша земля богата талантами, зачастую им не хватает только неких знаний. опыта, которые. по счастью. есть у меня. и я охотно ими делюсь.»

Основные критерии отбора проектов, которые были разработаны и внедрены Ажыкуловым, это: жизнеспособность проекта, масштабируемость, цифровизация, собственный вклад, создание рабочих мест, инновационность и экологичность проекта — все то, что так востребовано в современном мире.

Всем бизнесменам — начинающим, и уже опытным, Темирбек Ажыкулов настоятельно рекомендует вступать в отраслевые ассоциации, поскольку, те предприниматели, что становились членами бизнес ассоциаций, обеспечивают своим компаниям быстрый и эффективный рост, за счет доступа к информации, инновациям и профессиональному сообществу. Развитие самих объединений он считает вызовом времени, и сейчас работает над этим не только непосредственно в Кыргызстане, но и за рубежом. American Kyrgyz Business Association в Чикаго (Иллинойс) появилась в 2021 году и объединила предпринимателей-выходцев из Центральной Азии, проживающих и работающих в США. Цель поставлена амбициозная: не просто помочь «своим» предпринимателям сориентироваться в чужой стране, а наладить взаимоотношения Американского и Центрально Азиатского бизнеса, и стран, которые они представляют. Такие планы казались многим нереалистичными ровно до того момента, пока к Ассоциации не присоединился Темирбек Ажыкулов, чей вклад в развитие бизнес-сообществ был признан создателями организации по-настоящему уникальным.

«Данная ассоциация пригласила меня помочь с организацией ее работы и в целом в развитии, — говорит Темирбек Ажыкулов. — Тем более что в их планах — защита интересов бизнеса в США, при необходимости — продвижение некоторых законодательных актов на уровне города, штата и так далее. Это то, чем я занимался много лет и могу действительно быть полезен».

У себя на родине талантливый управленец сделал ставку на молодежь, с которой работает в самых разных форматах. В рамках работы с благотворительным фондом «Элим Барсынбы», который был создан по его инициативе, Темирбек Ажыкулов проводит бесплатные семинары и мастер-классы среди молодежи и студентов ВУЗов на тему создания и ведения бизнеса, а также координирует Международную Экономическую Олимпиаду в Кыргызстане, формирует команды и готовит к выступлению. Именно эту работу Темирбек считает самой благодарной — ведь плоды своего труда можно увидеть наглядно, уже через несколько лет.

«Я стараюсь максимально быть полезным и поделиться всеми знаниями и опытом, которыми я обладаю, — говорит Ажыкулов. — В наши годы юности у нас не было менторов и тех, кто мог бы нас направить на пути бизнеса, и кто мог бы рассказать, как делать бизнес и как дальше развиваться. У сегодняшней молодежи это есть, и я по-доброму им завидую. Уверен, что эти дети, эти люди смогут сделать не только нашу Республику, но и весь мир местом, где хочется жить. В этом и есть основная задача бизнеса.»

Анна Попова