За что фашисты казнили 33-летнюю княгиню Веру Оболенскую
В 1965 году, накануне двадцатой годовщины победы над фашистской Германией, французское правительство передало Советскому Союзу документы, касающиеся работы Сопротивления. Согласно им, во французском подпольном движении участвовало около 400 человек, имевших русские корни. Была среди них и красавица Вера Аполлоновна Оболенская – русская княгиня, которую гестаповцы сначала пытали, а затем отправили на гильотину.
Умная манекенщица
У нее могло быть самое безоблачное детство, переходящее в столь же лучезарное будущее: ее папа, Аполлон Макаров, находился на посту вице-губернатора Баку. Родилась Вера 11 июля 1911 года. Но девятилетней ее увезли в Париж – после революции родители предпочли не оставаться в Советской России.
После окончания школы Вера Макарова, как многие ее красивые соотечественницы, осевшие в столице мод, стала манекенщицей. Впрочем, она была не только очень красива, но и очень умна, ее память многие называли феноменальной – впоследствии это качество весьма ей пригодится.
Читайте также: Как советская школьница Тонька стала немецким палачом
В 1937 году юная красавица вышла замуж за своего соотечественника-эмигранта, князя Николая Оболенского. Муж, сын экс-градоначальника Санкт-Петербурга, был одним из немногих выходцев из России, которым удалось достаточно хорошо устроиться на чужбине и не иметь финансовых трудностей. Жили супруги дружно. Обоих огорчало, что Вера никак не могла забеременеть, но надежд они не теряли.
Под псевдонимом «Вики»
А потом началась война. Вера и Николай с самого начала не смирились с оккупацией их второй Родины и стали заниматься подпольной деятельностью. Оба состояли в Organisation Civile et Militaire; в переводе с французского – «Гражданская и военная организация», которая вскоре стала самой крупным сопротивленческим ядром.
«Военная» часть OCM занималась подготовкой вооруженного восстания, «гражданская» рассматривала потенциальные проблемы жизни Франции после войны и разрабатывала пути их решения. Основателем организации был Жак Артюис, муж Вериной подруги. Сама же княгиня Оболенская, получившая воинское звание лейтенанта, вскоре стала генеральным секретарем OCM.
Ее знали под псевдонимом Вики; через нее проходило огромное количество информации – о передвижении войск фашистов, о крупных немецких заказах, о поездах, заполненных насильно завербованными для работ в Германии французами.
Круг обязанностей княгини был очень широким. Вики-Вера постоянно встречалась со связными, передавала полученную информацию в Лондон – сначала морским путем, потом по радио. Она сортировала и перепечатывала секретные сведения, копировала попавшие к ней секретные документы; ее верной помощницей в этой работе была подруга Софья Носович.
Муж Веры тем временем устроился по заданию организации переводчиком к немцам – и он, и Вера немецкий знали превосходно. Фашисты руками советских пленных собирались строить так называемый Атлантический вал по всему западному побережью Франции. Николай переводил рабочим приказы начальства – и заодно получал от них нужные сведения, которые Вера потом передавала в Париж, откуда информация уходила дальше.
Наручники на двоих
В конце 1942 года Артюис, их руководитель, был арестован. Во главе OCM оказался полковник Альфред Туни, в Вики стала его главной помощницей. В этом качестве она провела на свободе еще год – а потом начались массовые аресты. В конце 1943 года в руки гестаповцев попал Ролан Фаржон, один из руководителей OCM; в его кармане нашли оплаченные счета с адресом конспиративной квартиры. Затем последовал обыск квартиры – и серия арестов.
В тот день, когда фашисты пришли по адресу Носович, там случайно была и княгиня Оболенская – она как раз забежала предупредить подругу, что той стоит скрыться. Арестовали их вместе, сковав одной парой наручников. Так Вики оказалась в гестапо.
Княгиня Ничего-не-знаю
Именно так прозвали гестаповцы несгибаемую Веру. Ее вызывали на допросы каждый день, но она не выдала ни одного из членов организации. Многих даже спасла от пыток и гибели, с каменным лицом заявляя при очных ставках, что никогда в жизни этих людей не встречала.
На одном из допросов следователь начал убеждать ее перейти на сторону фашистов. Говорил, что не понимает, почему русские эмигранты сопротивляются Германии, цель которой – уничтожить коммунизм. На что Вера ответила, что не может поддерживать разрушение своей родной страны и уничтожение славян, что, хотя и выросла во Франции, но является русской – и что не способна предать ни свою родину, ни страну, которая ее приютила.
Оболенской удалось спасти мужа, которого арестовали вслед за ней: она выгораживала его как могла, заверяя что он ничего не знает о ее делах, так как они давно расстались. В итоге Николая отпустили. Впоследствии он был арестован вновь, отправлен в Бухенвальд – там князь находился до 1945 года, до момента освобождения. Его смелую жену ждала совсем другая судьба.
Преступление в берлинской тюрьме
И Веру, и ее подругу Софью Носович приговорили к смертной казни как особо опасных преступниц. Обеих женщин доставили в берлинскую тюрьму.
4 августа 1944 года Веру Оболенскую привели в комнату казни; руки у нее были связаны за спиной. Посредине комнаты стояла гильотина. В час дня палач по имени Реттгер привел приговор в исполнение. За свою работу он получил 80 рейхсмарок – именно такой была плата за каждую отрубленную им голову.
На момент смерти Вере Аполлоновне было лишь 33 года. Софье Носович удалось остаться в живых – как и других узников тюрьмы, ее освободили в апреле 45-го. Рассказывали, что вернувшиеся после освобождения в Париж князь Оболенский, Носович и другие друзья Веры, которым удалось спастись, до последнего надеялись, что она жива и вернется. Подобные истории в те годы не были редкостью.
Лишь когда Оболенскому пришло официальное сообщение из Берлина о смерти супруги, он понял, что надежды рухнули.
Наградить посмертно
Больше князь не женился. А в 1961 году, после смерти матери, начал готовиться вступить в сан священника. Близкие рассказывали, что это решение он принял еще давно – после того как узнал о смерти горячо любимой жены.
18 ноября 1965 года княгиня Оболенская указом Президиума Верховного Совета СССР была посмертно награждена орденом Отечественной войны 1 степени. Не забыла отважную русскую княгиню и Европа. Еще в 1946 году британский фельдмаршал Монтгомери публично восхищался Оболенской, отдавшей свою жизнь за то, чтобы «Европа снова могла стать свободной». Удостоило княгиню высших наград страны и французское правительство.