Эксперт в сфере маркетинга Олег Матушкин: «Рост бизнеса — результат системного подхода в маркетинге»

Олег Матушкин
Олег Матушкин
Обладатель награды высшей российской премии в digital-сфере Tagline Awards в номинации «Лучший сервис для digital индустрии», директор по маркетингу крупной IT-компании разработал метод, который поможет увеличить прибыль любому бизнесу.

Сокращение бюджетов и окладов, потеря инструментов и площадок — таким запомнят маркетологи минувший 2022 год. Проверенные тактики дали сбой и теперь привлекать клиентов нужно по-другому. Специалисты отрасли уже оставили список актуальных трендов, однако быть в курсе происходящего в индустрии неплохо было бы и руководителям компаний, считает директор по маркетингу крупнейшего облачного сервиса по аренде и сопровождению 1С Олег Матушкин. За годы работы он часто видел, как отсутствие знаний азов маркетинга мешает директорам развивать бизнес. Проанализировав свой опыт он разработал метод системного маркетинга, позволяющий выстроить эффективную стратегию для развития любой компании и положил его в основу видеокурса для предпринимателей, чтобы они могли лучше видеть перспективы роста.

Систематизируй и получай прибыль

Системный маркетинг — не революция в индустрии, а, скорее, результат кропотливой аналитической работы. За 14 лет в профессии Олег Матушкин вывел на рынок порядка 10 стартапов и помог сотне компаний выстроить маркетинговые стратегии. Консультируя коллег, изучая их кейсы и предлагая решения он заметил, что к успеху ведет определенная последовательность шагов, которой в своей работе придерживается и он сам. Собрав и систематизировав данные Олег разработал авторский метод, который легко можно применять в любой сфере и в любом бизнесе — от небольшой мастерской до IT-гиганта.

«Системный маркетинг — стройная система накопленных к сегодняшнему дню методов и инструментов. Вся хитрость в том, чтобы учитывать все факторы, знать ответы на ключевые вопросы и правильно выбирать каналы общения. Если разобраться в этом методе — множество проблем будет решено без привлечения дополнительных средств» — объясняет автор метода.

Разработанный метод стал основой видеокурса, который Олег Матушкин создал специально для предпринимателей. В декабре в сети появились первые выпуски, работа над которыми велась почти год. В серии коротких видео автор объясняет как устроен маркетинг, как найти свою аудиторию, как понять ее потребности и многое другое, что поможет достичь главной цели бизнеса — роста прибыли. При этом, подчеркивает автор, директор не должен выполнять функции маркетолога. Он не должен ему мешать.

«Я не раз видел, как из-отсутствия знаний руководители или не доверяют маркетологам, считая их идеи глупыми, или, наоборот, готовы принять любые предложения горе-специалистов, не осознавая последствий — говорит эксперт. Маркетинг должен помогать бизнесу расти. Но нужно дать ему возможность работать»

Маркетинговый ход

В том, что без маркетинга бизнесу не обойтись Олег Матушкин знает не понаслышке — за его плечами опыт руководства собственным делом. Поработав программистом в тульской IT-компании, со временем он открыл свою веб-студию, работающую с иностранными клиентами. Однако прибыльным бизнес был недолго.

«Мы занимались разработкой облачных сервисов и веб-ориентированных систем. Дела шли в гору, но весной 2014-го иностранные клиенты ушли, и я остался без заказов. Пришлось сократить штат, продать новенькую машину, чтобы платить зарплаты и искать свою нишу», — вспоминает эксперт.

Спас дело удачный маркетинговый ход. К тому моменту Олег Матушкин начал изучать литературу по этой теме и уже знал, что клиентов можно привлекать не только снижая цену, но и создавая для них новую ценность. Он предложил им новое комбо — не только разработку сайта, а еще его рекламу и продвижение.

«В 2015 году о рекламе сайтов никто особо не думал. Вроде он сам себя продает — зачем еще что-то делать, — рассказывает Олег Матушкин. — Я тогда брал бесплатные заказы по настройке рекламы, понимая, что все меняется и вскоре клиенту придется переделывать сайт, чтобы он лучше продвигался в поисковых системах. И тогда он вернется к нам. Это сработало и мы, наконец, вышли в плюс»

Стабилизировав работу веб-студии Олег Матушкин всерьез занялся разработкой маркетинговых стратегий. В 2017-ом он одним из первых в стране предложил новую услугу — кассу для дистанционной торговли в аренду — облачный сервис ITkassa. Умение предвидеть потребности клиентов и быстро создавать под них предложения окончтально определили его будущее. Олег ставит свой стартап на ноги, отпускает бизнес в дрейф и выбирает карьеру маркетолога.

Директор по маркетингу, который изменил все

В мае 2020 года Олега Матушкина приглашают в крупную IT-компанию, занимающуюся облачной «1С». Свой первый большой проект он реализует в должности менеджера продуктов. Отвечая за развитие клиентского сервиса Олег меняет личный кабинет — обновляет интерфейс, разрабатывает новый функционал. Результат оценили не только пользователи, но и эксперты. Наряду со Сбером, компания становится финалистом международного конкурса по улучшению клиентского опыта CX World Awards.

«Чем больше я погружался в продукт, тем больше я видел возможностей. И очень важно, что руководство поддерживало меня — на прежних местах работы мои идеи просто не брали во внимание, предпочитая действовать по наитию, а не анализируя факты. А ведь это вещь упрямая и, если с ними правильно работать, они приведут к успеху», — говорит эксперт.

Уже через полгода Олег возглавил отдел маркетинга. С его командой в 2022-м году компания становится призером крупнейшей digital-премии в Европе Tagline Awards сразу в нескольких номинациях — «Лучший сервис для digital-индустрии», «Из офлайна в онлайн», «Лучший интегрированный проект», «Лучший сервис для автоматизации работы». Используя свой метод Олег Матушкин разрабатывает большой проект для службы поддержки клиентов. Компания — один из лидеров рынка — это 45 000 пользователей, у которых постоянно возникают вопросы по использованию продукта и выполнению требований законодательства.

Чтобы снизить нагрузку на операторов и повысить лояльность клиентов Олег предложил в корне пересмотреть систему работы с обращениями.

«Мы проанализировали и систематизировали обращения клиентов: какие у них проблемы, кто и как быстро их может решить и можно ли вообще снять вопросы, изменив, к примеру, структуру сайта или введя новый сервис, — объясняет топ-менеджер. — Да, кто-то просто посадил бы еще менеджеров в техподдержку. Но это не решение. Мы хотели и сделали больше».

Новый интерфейс, интерактивный чат-бот, инструкции и справочные материалы, написанные простым языком позволили снизить нагрузку на операторов техподдержки и принесли дополнительные бонусы в виде увеличения количества посещений сайта, роста лояльности и, по итогам прошлого года, прибыли. Все это, отмечает Олег Матушкин, не потребовало дополнительных вливаний в рекламу и еще раз доказало огромные возможности системного подхода в маркетинге.

Сегодня Олег продолжает заниматься видеокурсом для YouTube-канала и начинает работу над книгой. Прочитав массу профильной литературы он убедился, что качественного пособия, написанного простым языком для не специалистов, найти практически невозможно, и решил исправить дело. Тем более, что такие знания сегодня, когда бизнес переживает новые испытания, крайне необходимы.

«Бизнес постоянно сталкивается с трудностями. Сегодня они такие, а завтра — другие. Но когда у специалиста есть база знаний, у него всегда будет опора под ногами, а значит, как бы сильно он не упал, он сможет оттолкнуться и вновь взлететь вверх» — подчеркнул эксперт.

Анна Попова