Успешных ученых и инженеров в России начинают готовить с детства
Советский союз по праву считался страной инженеров и изобретателей. Практически каждый мальчишка хотел стать космонавтом, инженером-испытателем или физиком-ядерщиком. Институты советского времени готовили одних из самых высококвалифицированных инженеров в мире.
После распада СССР страну ждало много потерь, особенно в научной и инженерно-технической сферах. После сокращения кадров на промышленных предприятиях и в НИИ, квалифицированным ИТР приходилось торговать на рынках духами и «тряпками». Молодежь не шла в вузы и средние специальные учебные заведения на технические специальности. Это стало непрестижно.
В результате, к началу нулевых в стране невозможно стало найти высококвалифицированных инженеров, зато рынок наполнился низкопробными юристами и разного рода менеджерами, которых вузы штамповали вне зависимости от потребностей экономики.
Сегодня, когда российская промышленность снова на подъеме, инженерное образование стало одним из приоритетов государственной политики в образовании. Это связано с необходимостью технологического перевооружения промышленных предприятий и их кадровым обеспечением.
Доля абитуриентов, поступивших на инженерные специальности, начиная с 2015 года, стала превышать 50% от общего числа первокурсников. При этом подавляющее большинство будущих инженеров учится на бюджетной основе.
Продвижением инженерно-технического образования в РФ теперь занимаются даже в начальных классах. Так, например, в Санкт-Петербурге недавно запущен проект «Университет для детей», там студентами могут стать школьники в возрасте от 7 до 14 лет. Занятия с детьми проходят в ведущих вузах города, таких как Политех, ИТМО и других. На лекциях и семинарах детям доступным научным языком, а подчас и в игровой форме, рассказывают об окружающем мире. Лекции, воркшопы и общеразвивающие занятия ведут ученые, преподаватели вузов и специалисты из разных научных областей. Темы выходят далеко за рамки школьной программы.
Технические способности у ребенка проявляются не сразу, гораздо позднее, чем, например, способности в области искусства. Поэтому самый подходящий возраст для развития у детей технических способностей –7-11 лет, и образование должно быть непрерывным, поскольку инженерный дискурс постоянно модернизируется.
В 2015 году в РФ запущен проект по созданию детских технопарков «Кванториум». В 19 регионах такие центры для детей уже открыты. Их задача не только дать детям определенные навыки в научной и инженерно-технической сферах, но и сформировать у детей компетенции 21 века – умение работать в команде, ставить цели и достигать их. Все технопарки оснащены самым современным оборудованием. Красной линией через весь образовательный процесс проходит проектная деятельность.
Автором идеи является Марина Ракова – нынешний генеральный директор федерального оператора сети развития детских технопарков «Кванториум» Агентства стратегических инициатив. В 2015 году этот проект поддержал президент РФ Владимир Путин. Тогда же были открыты первые три технопарка – два в ХМАО и один – в Татарстане, все за счет средств регионов.
С 2016 года проект финансово поддержало Минобразования РФ по итогам конкурсного отбора регионов. Ежегодно из бюджета вкладывается в развитие таких детских центров около 2 млрд рублей. В 2016 году запущено 24 «Кванториума» в 18 субъектах РФ. Каждый из них имеет свою специализацию в зависимости от потребностей экономики региона.
Так, например, в подмосковном Королеве детей, начиная с 5-летнего возраста, приобщают к космическим технологиям, рассказывают про лунную программу, учат делать модели спутников, ракетоносителей и космических кораблей. Здесь даже есть макет Международной космической станции, а часть занятия проводят побывавшие на ней космонавты.
Как рассказал заместитель генерального директора федерального оператора сети развития детских технопарков «Кванториум» Антон Тимкин, к концу 2017 года таких центров в стране будет уже 45. В понедельник, 9 октября, открылся технопарк в Воронеже, оснащенный самым современным оборудованием. «Кванториум» разместился на площадях бизнес-центра «Мегион» и занял более 1200 квадратных метров. А буквально на днях, 17 октября, в РФ пройдет марафон открытий с участием первых лиц государства. Свои двери для детей распахнут еще 20 «Кванториумов».
В некоторых регионах планируется открыть по несколько таких площадок. Так, например, в Томской области губернатор Сергей Жвачкин намерен создать в регионе до 2019 года шесть детских научных центров. Один из «Кванториумов» открылся в мае этого года в рамках IV форума молодых ученых U-NOVUS. В технопарке дети занимаются робототехникой, изучают космические, био-, гео, аэро- и информационные технологии, промышленный дизайн. В сентябре стало известно, что стратегическим партнером развития проекта в Томске станет «Газпром».
Серия детских технопарков «Кванториум» будет открыта и в Тульской области. Такое решение принял глава региона Алексей Дюмин. В сентябре «Кванториум» открылся в Новомосковске, минитехнопарк создан на базе одной из средних школ в рамках программы «Развитие образования Тульской области». В распоряжении ребят есть кабинет робототехники, телефотостудия, комната веб-дизайна. А в начале октября еще один «Кванториум» распахнул свои двери для школьников города Донской, он создан на базе местной гимназии. Здесь пока развиваются два направления – IT-квантум и Робоквантум. Ребята занимаются разработкой различных компьютерных программ, разрабатывают сайты и 3D-модели, занимаются робототехникой. В перспективе в донском технопарке намерены открыть HiTech-цеха, Геоквантум и Аэроквантум.
По статистике Минобразования, сегодня более половины российских школьников занимаются в учреждениях дополнительного образования, но лишь 4% вовлечены в научно-техническое творчество. И создаваемая в стране федеральная сеть детских технопарков призвана решить проблему профориентации и развития талантливых школьников, поскольку российская экономика и промышленность очень нуждаются в квалифицированных инженерных кадрах, ученых и технологах.
Как отметил Антон Тимкин, в ближайшие 5 лет в РФ будут созданы около 650-700 «Кванториумов». Везде, где за год открыты один-два технопарка, главы регионов высказывают желания расширить эту сеть. Средняя мощность каждого такого центра – 800 постоянно обучающихся детей и примерно 3,5-4 тысячи школьников, вовлеченных в мероприятия этих центров.
«Кванториумы создаются для всех детей, а не для каких-то сверходаренных. И это не профориентация, а выработка навыков и компетенций, чтобы они в будущем стали успешными, вне зависимости от того, какую профессию и сферу деятельности выберут в будущем. Мы ожидаем, что через 10 лет наши ребята придут на предприятия своих регионов с необходимым портфелем знаний, заряженные на поиск новых креативных решений отрасли, в которую они пришли работать. Мы ожидаем, что «Кванториумы» станут некой точкой роста всей экономики РФ», - подчеркнул Тимкин.