Ринат Шарипов: «Сегодня в топе IT-разработок – приложения для мобильных устройств»

Ринат Шарипов
Ринат Шарипов
Профессиональный IT-разработчик, старший член Ассоциации IEEE в США, член судейской коллегии, постановщик задачи и эксперт хакатона TechGenius Ринат Шарипов — о том, как улучшать цифровые продукты, получить признание за рубежом и создавать новый функционал для мобильных приложений, которыми пользуется Илон Маск.

Приложения для мобильных устройств набирают все большую популярность: по данным исследователей компании data.ai потребительские расходы на это программное обеспечение за прошлый год выросли на 3%. Эксперты считают, что этот тренд будет сохраняться, а чтобы привлечь пользователей, разработчикам нужно постоянно улучшать свои продукты и привносить в них новые идеи. О новых трендах в мобильных приложениях, творческом подходе к техническим разработкам и о модернизации цифровых продуктов в интервью ЭГ рассказал Ринат Шарипов, ведущий инженер-разработчик IT-продуктов для крупнейших мировых компаний, старший член крупнейшей американской ассоциации специалистов в сфере электротехники и электроники  IEEE.

Ринат, вы опытный IT-разработчик, признанный эксперт в своей отрасли, за плечами которого большое количество успешно выполненых и актуальных проектов. Какие тренды в мобильной разработке, на ваш взгляд, выходят сегодня на первый план?

Таких несколько. Например, это интеграция искусственного интеллекта и машинного обучения в мобильные приложения - она позволяет создавать персонализированный пользовательский опыт, предсказывать поведение пользователя и улучшать функциональность приложений. Все больше внимания разработчики уделяют технологиям расширенной и виртуальной реальности. Также идет активная интеграция мобильных приложений с устройствами интернет-вещей, которая открывает новые возможности для автоматизации дома, умного здравоохранения, промышленности и других сфер. Увеличение числа покупок через мобильные устройства стимулирует развитие технологий мобильной коммерции, включая улучшенные способы платежей, AR-примерки товаров и персонализированные предложения. В целом же тренд задают инновации, направленные на повышение удобства, безопасности и эффективности пользовательского опыта.

Вы построили образцовую карьеру, а ваш уникальный проект «Статус» в компании Twitter (он же X, заблокирован в России – Прим. Ред.), сразу после релиза заметил Илон Маск — он в числе первых стал активно пользоваться новой функцией, которая вошла в тренд в соцсети. Компания пыталась запустить «Статус» и раньше, однако только под вашим техническим руководством проект был разработан и получил «зеленый свет» на запуск. В чем была проблема и как Вы решили ее?

Действительно, внутри компании ранее было несколько попыток запустить функцию статусов, но все они провалились. Стартовал проект в январе 2022 года, когда мы переосмыслили опыт предыдущих команд, применили концепцию статуса именно к постам, что оказалось правильным решением, ввели некоторые изменения в технологии, провели около десятка экспериментов, чтобы подтвердить, что наши идеи были успешными. Мне удалось убедить руководство компании в том, что «Статус» будет успешен. Вывод я сделал на основе глубокого анализа результатов экспериментов – он показал, что проект имеет большой отклик пользователей, контента стало выпускаться больше, популярность всей соцсети росла.

Некоторые сложности были в том, что нам надо было успеть выложить проект на продакшн вовремя и без каких-либо технических проблем, при этом мы выпустили его одновременно на Android, на iOS и на веб. Моя команда уложилась в срок, а нашим функционалом в числе первых – через два дня после релиза – воспользовался Илон Маск, хотя он публично другими  новыми функционалами от соцсети не пользовался вообще. Но эта функция ему понравилась. Маск – один из самых известных и влиятельных создателей постов в соцсети с большим количеством подписчиков, после этого популярность функции добавления статусов в пост стала еще сильнее расти.

До этого вы разрабатывали инновационный продукт «Chroma Stories» в компании Chroma Labs, который за время своего существования стал топовым приложением для быстрого создания красивейших stories. К тому времени у вас уже накопился большой опыт в успешном создании мобильных приложений, – таких, как Jumprope, WherezMoney, Juicebox – повлиял ли он на то, что вы решили улучшить в «Chroma Stories»?

Да, на рынке на тот момент ни у кого не было такого продвинутого медиаредактора с наличием обширного набора уникальных инструментов — эксклюзивных шаблонов для коллажей, настроек движения для живых фото, уникальных фильтров и анимаций, кастомных тем, огромного количества шрифтов и многого другого.  Конечно, мой многолетний опыт повлиял на финальный вид Chroma Stories. Прежде чем устроиться в Chroma Labs я работал в стартапе Jumprope, где как раз разрабатывал медиа-проигрыватель, который из нескольких картинок и видео создавал готовое для публикации видео. Эти наработки помогли мне быстро вникнуть в задачи, влиться в команду Chroma Labs и повлиять положительно на продукт.  Я внес несколько кардинальных изменений, одно из них – внедрение  тёмной и светлой тем, поскольку это новшество оказалось в тренде. В сентябре 2019 года Apple выпустила новый функционал – тёмные и светлые темы для iOS приложений, и я сразу же предложил команде переработать всю архитектуру цвета в нашем приложении. Это было назревшее улучшение, крайне важное для продвижения нашего приложения компанией Apple в Appstore. Эту идею я реализовывал в соавторстве с одним из основателей компании Chroma Labs, выполняя всю техническую сторону нового функционала сам.

Очевидно, что внесенные вами улучшения подняли разработку на качественно новый уровень – продукт «Chroma Stories» также «взлетел», и его вместе с фирмой-разработчиком приобрела компания, которую впоследствии выкупил Илон Маск. А в Jumprope вы также модернизировали работу и серьезно изменили конечный продукт? Этот стартап вместе с продуктом впоследствии купила соцсеть профессиональных контактов LinkedIn, тоже гигант рынка.

Приложение Jumprope было инновационным в области создания образовательных видео c пошаговой инструкцией – быстро и удобно, без специальных знаний монтажа и сложных инструментов. Пользователь имел возможность добавить фото, тексты, видеоматериалы, а приложение само создавало видео с визуальными эффектами. К моменту моего прихода в команду это приложение уже было создано, но имело большие проблемы – например, в области изменения параметров. Ожидание выполнения любой команды пользователя затягивалось на 10 секунд. Я предложил основателям проекта полностью переделать архитектуру приложения, чтобы пользователь сразу через видеопроигрыватель видел все изменения, которые запросил, а финальное видео создавалось бы потом нажатием кнопки. Это сильно улучшило показатель удовлетворения пользователей, так как они видели изменения мгновенно.

Получается, для достижения успеха нужно ловить новые тренды? Именно так было и с разработанной вами платформой в американском стартапе Juicebox It. Вы создавали его «с нуля»?

Да. Не только новые тренды обеспечивают успех, разработка должна еще и отвечать запросам пользователей. В Juicebox в 2017 году была создана платформа для анонимного общения между пользователем и коучем по взаимоотношениям. У нас получился полезный продукт, в котором были заинтересованы все стороны, – раньше мобильные приложения не предоставляли такой возможности, тем более, в первой версии у нас был живой коуч. Во второй его заменил AI-бот. Я был главным техническим инженером и управлял всей технической частью продукта, организовал и выстроил работу команды инженеров-программистов, создал общее видение конечного продукта, то есть реализовал проект от начала и до конца. Это дало мне хороший опыт для того, чтобы двигаться дальше и очень пригодилось при работе над «chroma stories» и «статусом».

У вас были и независимые от компаний успешные проекты. В частности ваш стартап RA Labs выпустил в AppStore приложение для учета расходов с инновационной функцией геолокации WherezMoney. Разработка получила первые места в своем сегменте приложений в 5 странах мира, ее включали в топ-5 лучших финансовых приложений еще в более 10 странах, что говорит о ее большой значимости для сферы. Как вам пришла идея создать такое приложение и как удалось сделать его удобнее аналогов?

Я начал часто путешествовать и искал в AppStore приложение по учету расходов для путешественников, но ничего действительно удобного с функцией геолокации не нашел. Решил, что, вероятно, есть такие же как я, кому пригодилось бы подобное приложение. А учитывая, что я – программист, задача была как раз для меня. Похожих приложений в то время на рынке появилось немало, но все они были чем-то неудобны. Я ориентировался на свои потребности, сделал упор на обширный функционал – такой как геолокация расходов, на удобство ввода расходов, простой и интуитивно понятный интерфейс. Затем я протестировал приложение и внес еще пару улучшений. Попутно мне пришлось изучить новые области – дизайн и продакт-видение, потому что найти хорошего дизайнера в стартап на тот момент не удалось. Но это все мне дало опыт, который впоследствии очень пригодился. Вообще для создания успешного стартапа требуется здраво оценивать все мощности – от финансовых до возможностей самой технической команды. Поэтому надо все время оглядываться назад, изучать свою статистику, оценивать результаты и внедрять изменения в постоянном режиме. WherezMoney, действительно, стало популярным приложением, о нем писали крупные издания в России и Казахстане, а также известные во всем мире компании, предоставляющие услуги по разработке ПО высокого класса в своих исследовательских статьях о геолокации.

Ринат, нельзя не отметить, что вы старший член Ассоциации IEEE в США и это действительно высокое достижение, служащее признанием высокого уровня экспертизы и значимости вашего вклада в развитие технической отрасли. Каковы ваши планы на будущее?

Это будет новое мобильное приложение UpLook AI, которое изменит подход к выбору одежды и предоставит помощь, как профессиональный стилист. Не надо будет изучать модные тенденции для того, чтобы выглядеть стильно и современно. Пользователи смогут сэкономить время, деньги и силы, поскольку моментально в приложении получат изображение той одежды, которая подходит именно им, по параметрам их тела, цвета кожи. Я искал подобное решение для себя и не смог найти ничего подобного. Уверен, много людей оценят такое приложение и его запуск будет успешным – в крупных международных компаниях я научился работать с огромным количеством разных людей, получил огромный опыт организации крупных проектов, а также запуска реально успешных продуктов.

Анна Попова