ТОП-10 инноваций, которые кардинально меняют радиовещание
Системы распознавания лиц, «умные» колонки, роботы доставщики на улицах, – экспансия новых технологий в повседневную жизнь последних лет может видеть каждый. Но какой эффект инновации оказывают на радиовещание в России, и, что важнее, на радиоведущих?
― Добрый день, Арсен! Благодарю за то, что согласились поделиться своим экспертным мнением. Учитывая Вашу деятельность в Союзе Дикторов, нас всех очень интересует услышать Ваши мысли по поводу использования машинного интеллекта в радио.
― Добрый день, да. Как радиоведущий, активно борящийся за права радивоещателей в стране, данная тема для меня особенно актуальна. Думаю, такая инновация как ИИ займет у меня последнее место, поскольку является крайне сомнительной идеей и требует строгой регулировки использования от Российского правительства. Уже сейчас существуют AI-радиостанции без участия людей. Они «придумывают» и озвучивают контент экспериментальных радиостанций. Пока речь, в основном, идет о танцевальных и музыкальных «кнопках». Neuro Flow, Radio GPT, DFM, основанное на нейросети Mubert, – появилось немало таких проектов. Несмотря на это, ЮНЕСКО
Я верю, что радио – совершенно особый вид аудиоконтента, который позволяет людям чувствовать себя сопричастными. Стриминг, подкасты – это всё про «изучение мира наедине», а радио про – «connecting people», как говорил Вадим Терещук, генеральный директор «Газпром-Медиа Радио», мнение которого я полностью разделяю. Кроме того, тот факт, что слушатели радиостанций заинтересованы именно в человеческом аспекте этого вида медиа, подтверждает постоянство его аудитории, несмотря на богатый выбор текстовых и визуальных новостей в интернете.
― То есть Вы считаете, что радиовещание не теряет свою популярность? Даже с появлением подкастов, стриминговых сервисов, и развития нейросетей? Люди жаждут человеческого контакта?
― Конечно. По данным исследования Mediascope за 2023 год, среднее количество радиослушателей всех «кнопок» в неделю составляло 50,4 миллиона человек. Это почти идентичный результат по отношению к аналогичным данным предыдущего, 2022 года. Специалисты указывают на ограничения нейросетей. Например, роботизированная радиостанция Neuro Flow – экспериментальный радиостанция «Русской медиагруппы» появилась более года назад, однако обладает пока достаточно низким рейтингом. Всего 3.5. Новости нейросетям пока не доверяют совсем, ведь бывали прецеденты сбоев в их работе, в результате которых они допускали расистские и дискриминационные высказывания. Считается, что более правдоподобной имитации мышления инженерам пока добиться не удастся, поскольку этот вид программного обеспечения уперся в порог вычислительных мощностей современных компьютеров.
― А что касается «умных колонок»? Это ведь не искусственный интеллект, просто автоматизированные помощники.
― *смеётся* Это крайне интересная тема! В 2018, свидетельствуют результаты, полученные в свое время экспертами NPR и Edison Research, 39% аудитории Smart TV и «умных колонок» перестали пользоваться FM-приемниками. При этом РБК писала 2020, что, вопреки ожиданиям, аудитория эфирного вещания не уменьшилась, а возросла, так как диджитализация спровоцировала рост «домашнего» прослушивания радиостанций. До этого россияне предпочитали слушать радио, в основном, в автомобиле. Давайте здесь поговорим и об интерент-радио и стриминговых сервисах, поскольку они также являются довольно полезными средствами взаимодействия с радио. Эфир любой радиостанции сегодня можно прослушивать в интернете. Это увеличивает аудиторию, ведь, в отличие от радиоволн, FM-диапазона интернет доступен повсюду. Основным преимуществом вещания прямого эфира в интернете является создание радиостанциями более персонифицированного контента. В интернете удается собирать гораздо больше информации и статистики о каждом конкретном пользователе, который стал радиослушателем. Интернет-вещание приведет к появлению новых артистов, жанров и форматов передач. Слушатели смогут лучше ориентироваться в контенте благодаря учету поисковыми алгоритмами истории прослушивания, подписок и других атрибутов.
То же касается и стриминговых сервисов. В Smart TV и на других платформах есть уникальные интерактивные элементы: «живые» чаты, сервисы запроса песен, возможность легко и просто комментировать или оценивать контент по мере прослушивания. Применение всего этого радиостанциями может способствовать большей вовлеченности аудитории.
― А подкасты в вашем топе занимают какое место?
― На мой взгляд подкасты являются довольно безэмоциональным способом взаимодействия, поэтому я поставлю их сразу после интерент-радио и всех стриминговых сервисов. Для классической радиостанции они не только и не столько конкурент, сколько новая возможность для создателей аудио-контента найти аудиторию. Подкаст – звуковая программа или серия программ, которые слушатель может прослушать в любое время. Как и у радио, у подкаста отсутствует визуальный ряд. С другой стороны, программа передач в готовом виде слушателю не предлагается. Подкаст тематичен и пользователь находит его, заранее зная, что именно он хочет получить. Это лишает зрителя живого взаимодейтсвия с ведущим в настоящем времени, но эфирные передачи радиостанций будут получать дополнительную аудиторию, если в записи окажутся доступны как подкасты.
Дальше я хочу обсудить рекомендательные системы, которые предоставляют данные пользователя для формирования персональных плейлистов и рекомендации. Для радио это является еще одним каналом дистрибуции контента, который влияет на формирование маркетинговой и рекламной стратегии, планирование эфира.
― Видеохостинги выходят 4-ми в топе?
― Да, для радиостанций популярность стоков видео и прямых эфиров с помощью одной кнопки на смартфоне является способом расширить аудиторию и дать новую жизнь старому контенту, который хранится в архивах записей за прошлые годы. Можно выкладывать радиопередачи с минимальным видеорядом или съемкой из студии и таким образом получать новых слушателей, которые ранее никогда не переключились бы на определенную радиостанцию. Их привлекает конкретная тема передачи, но узнав о радиостанции, они получат доступ к другому контенту из того же источника через рекомендации. Радиостанция даже может дополнительно разработать, размещая в таких роликах видео-рекламу. Третьим я бы поставил HD Радио, так как благодаря HD появилась возможность транслировать эфиры, новости и музыку в небывалом для радио качестве. Ранее станции теряли небольшую, но важную категорию слушателей, состоящую из аудиофилов, которым они не могли предложить высокое качество звука.
― А как же приложения на смартфонах? Мы о них совсем не поговорили.
― *Смеется* Да вот, приложения как раз на третьем месте по моему мнению! Интерактивные элементы управления смартфонами, например, push-уведомления, позволяют сделать эфиры радиостанций разнообразнее и плотнее взаимодействовать с аудиторией. Например, можно проводить конкурсы с использованием интерфейса мобильных телефонов в прямом эфире! Лучше приложений только сами сайты радиостанций, поскольку они являются мощным способом их продвижения. Благодаря современным системам управления сайтами и многочисленным плагинам для них, редакциям стали доступны практически неограниченные возможности взаимодействия со своей аудитории. При этом добавление на ресурс того или иного функционала не требует таких больших затрат, как на заре веб-разработки.
― А что занимает первое место в Вашем топе?
― Группы, социальные медиа, форумы, связанные с эфирами в интернете, конечно же. Благодаря тому, что звуковые передачи, в том числе транслирующие прямой эфир радиостанций обзавелись на всевозможных устройствах удобными интерфейсами, стало возможным легко связываться с редакцией во время передачи, обычно в том же окне или на той же веб-странице, где происходит прослушивание. Это здорово работает на то уникальное чувство солидарности, комфорта от общения в компании единомышленников, за которое радио выбирали всегда. От радиостанций зависит, смогут ли они в полной мере использовать новые цифровые платформы для того, чтобы сделать свою сильную сторону еще сильнее!
Анна Попова