Почему летчика США наградили за сбитый американский самолет
Луис Кердс (Louis Curdes) принимал участие во Второй мировой с 1942 года. И он был не просто летчиком – Кердс вошел в число уникальных асов, которым удалось сбить машины трех стран «Оси» – на его счету семь немецких, один итальянский и один японский самолеты.
На истребителе P-51 «Мустанг» Кердс воевал в Северной Африке, Италии и на Тихом океане. В 1943 году, сражаясь в небе над Средиземным морем, он уничтожил несколько самолетов противника, но его «Мустанг» был сбит, а пилот попал в итальянский лагерь для военнопленных.
Через некоторое время ему удалось сбежать, однако добраться до своих Кердс смог только через год – очень трудно было выбраться из фашистской Италии, не зная даже местного языка. Вернувшись, летчик вновь сел за штурвал, и вскоре на борту его самолета появился японский флажок, означавший, что ряды трофеев пилота пополнил враг из Страны Восходящего солнца.
И никто не мог подумать, что следующим флагом на боевой машине станет американский.
В феврале 1945-го Кердс летел на разведку к острову Батан – в этих краях базировались японские войска.
Внезапно он увидел двухмоторный транспортник, который направлялся в сторону аэродрома, расположенного на острове. Подлетев поближе, Кердс понял, что перед ним американский борт, готовый приземлиться в логово врага.
Помня о том, что японцы очень жестоко обращаются с пленными, он попытался связаться с пилотом самолета, чтобы предупредить об опасности. Однако на его призывы никто не ответил. Летчик несколько раз направлял свой истребитель наперерез транспортнику. Но командир воздушного судна по-прежнему не реагировал на его действия.
Как потом оказалось, пилот транспортника потерялся и не знал, где находился. На самолете вышла из строя радиостанция. Из-за того, что топливо на судне заканчивалось, ему пришлось решиться на экстренную посадку на ближайшем аэродроме. Он даже не подозревал, какому риску подвергал тех, кто находился на борту.
Пилот истребителя быстро оценил ситуацию. Он решил, что транспортник либо захвачен японцами, либо управляется американскими летчиками, которые не догадываются, что Батан находится под японским контролем. Кердсу пришлось прибегнуть к экстренным действиям. Он аккуратно подбил оба двигателя транспортника. В результате самолет упал в воду. Все 12 человек, находившиеся в судне, выбрались на надувные плотики, а потом были подобраны спасательным гидросамолетом, который вызвал Кердс.
За проявленную отвагу Кердс был награжден Крестом летных заслуг. Хотя надо признать, что отваги в его действиях не прослеживается – в отличие от недюжинной смекалки.
Но этим история не заканчивается. Среди прочих спасенных пассажиров была медсестра, с которой Луиса связывали романтические отношения, но он не знал, что она была на борту. Кердс и спасенная им от японского плена Светлана Вэлори Шостакович, дочь русских эмигрантов, родившаяся в Харбине, поженились в апреле 1946 года.
После этих событий Кердс прожил еще 50 лет. В звании подполковника в 63 году он уволился из вооруженных сил США. Среди его наград — два Креста летных заслуг, Воздушная медаль и Дубовые листья.