Как итальянцы убили две тысячи человек за дубовое ведро

Средневековая итальянская пехота
Средневековая итальянская пехота
Как принято говорить ныне, «всякая война ведется ради мира после нее». И это правда.

Результат, несомненно, важен, но не менее интересен повод, который отделяет состояние мира от повального кровопролития и смертоубийства.

Роковое ведро

По умолчанию подразумевается, что у войны как минимум должен быть веский повод. Однако история показывает, что повод может быть не столько веским, сколько весомым, как, например, дубовое колодезное ведро. Кому-то может показаться, что ради такой незначительной вещи никто воевать не пойдет, к чему тут копья ломать? Так вот, он ошибается!

Есть разные версии самого «казус белли» – повода к войне. Одни утверждают, что в XIV веке некий забытый ныне солдат из Болоньи сбежал в Модену, зачем-то прихватив с собой ведро, из которого поил коня. Возможно, это был милый «дембельский» сувенир, а может оно напоминало дезертиру о чем-то личном – этого мы уже никогда не узнаем. Впрочем, не суть важно, главное – оскорбление было нанесено! Госсобственность (Болонья в ту пору была отдельным государством) была незаконно присвоена и столь же незаконно перемещена в иное государство!

Имеется и другая версия этого чрезвычайного происшествия: моденские солдаты скрытно проникли в Болонью, лихо пограбив местное население, и, не найдя ничего более удобного, сложили трофеи в вышеупомянутое ведро, чтобы везти домой. Поступок тоже несколько странный, но чего только не бывает в этой жизни.

Ну что, вздуем друг дружку?

Сразу нужно сказать, что Модена и Болонья в те времена вообще находились в крайне натянутых отношениях. На дворе стоял 1325-й год, в Болонье правили гвельфы, в соседней Модене, соответственно, гибеллины. Первые сражались за власть папы римского, вторые – за императора. Взаимные набеги и захваты были в порядке вещей, но иногда приходило время собирать камни и свары утихали. Однако теперь Болонье было нанесено оскорбление, терпеть которое не позволяла честь суверенного государства! Шаткий мир немедленно сменился знатной ссорой.

Разгневанные коварным преступлением власти потребовали немедленно вернуть к осиротевшему колодцу похищенное ведро. Модена в свою очередь дала четкий и недвусмысленный ответ, объяснив папистам, куда им следует отправиться в поисках утраченной поилки. Возмущенные болонцы взялись за оружие и, не прислушавшись к предложенному им маршруту, отправились возвращать похищенную емкость.

Битва между гвельфами и гибеллинами в Болонье
Битва между гвельфами и гибеллинами в Болонье

Для начала они осадили замок Монтевельё, захваченный у них моденцами еще в прошлой войне и потребовали вернуть его в качестве компенсации материального, а главное, морального ущерба. Но моденцы были не лыком шиты и возвращать что-либо, что они уже считали своим, не собирались даже под страхом смерти. В результате состоялась единственное, но решающее сражение в этой локальной войне – битва при Запполино 15 ноября 1325 г.

Бой длился всего два часа, но отличался редкой для итальянских войн кровопролитностью. Войско Модены насчитывало 5 тыс. пехотинцев и 2,8 тыс. кавалеристов. Им противостояло 30-тысячное ополчение Болоньи, усиленное 2,5 тысячами всадников. Но профессионалы редко уступают любителям. Невзирая на удобную позицию, занятую противником, атаковавшие сходу моденцы смяли его фланговыми ударами и погнали, как стадо на убой. В этой схватке 26 знатных патрициев Болоньи попало в плен и около 2 тысяч человек погибло.

Победитель получит всё!

Разгром был катастрофичен. Ревнители болонской чести бежали до самых городских стен, где уцелевшие остатки армии все же остановились, укрепились и приготовились выдержать штурм наглых похитителей ведра. Однако силы моденцев были слишком незначительны, чтобы сполна восторжествовать над противником. Убедившись, что капитуляции не предвидится, они торжественно отступили и, разграбив округу, вернулись восвояси.

В следующем году между этими городами-государствами был заключен очередной мир, захваченные в ходе войны замки и земли моденцы вернули за выкуп, но главный трофей, дубовое ведро, и поныне хранится в Гирландине, колокольне Моденского собора.






Зять продюсера Иосифа Пригожина пропал без вести: семья опасается говорить публично на эту тему
Поляков подвели глупость и алчность