Древнерусский репортёр Нестор Летописец

Славянский мир отметил 900-летие святого монаха Киево-Печерского монастыря

«Кто мы?» - вот главный вопрос, волнующий русских мыслителей сегодня не меньше, чем Нестора Летописца девять веков назад.

Его ответ нынче не устраивает тех, кто мечтает окончательно рассорить славян и унизить Россию. Но злым проискам мешает монах Киево-Печерского монастыря - талантливейший историк Европы XII века, первым прославивший Русь на весь мир.

ПОДВИГ ВСЕЙ ЖИЗНИ

К 1112 - 1113 годам Нестор создал свой шедевр «Повести временных лет» (ПВЛ): «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Это первое русское историко-художественное произведение, не имевшее аналогов в европейской средневековой историографии. Доказано на века: России есть чем гордиться.

Как живой. С московским Музеем восковых фигур скульптура Нестора Летописца объездила полмира

Как живой. С московским Музеем восковых фигур скульптура Нестора Летописца объездила полмира

ГЛАВНЫЕ ЗАСЛУГИ

КАК ИСТОРИК

Летописец снабдил ПВЛ важными доказательствами - текстами договоров древнерусских князей Олега, Игоря и Святослава с греками, документами великокняжеского архива, византийскими и западноевропейскими памятниками письменности.
От Нестора мы знаем о первом упоминании русского народа - в 866 году; о создании славянской грамоты Кириллом и Мефодием; о крещении княгини Ольги в Константинополе; князя Владимира в Херсонесе, а не в Киеве, как считалось ранее. И о крещении Руси в 988 году.

КАК МОНАХ

Нестор составил «Житие Феодосия Печерского» и рассказы о других печерских подвижниках, ярко описав монастырский быт, характеры монахов и мирян. В «Сказании о житии и погублений блаженных страстнотерпцев Бориса и Глеба» - миролюбивых князей, убитых в 1015 году по заказу брата Святополка Окаянного - осудил войну между братьями.

КАК ГРАЖДАНИН

Нестор возмущался эгоизмом князей и бояр, их пренебрежением к общерусским интересам. И отстаивал идею восточнославянского единства, призывая народ Руси объединиться перед угрозой внешней опасности и защитить свою землю.

Языческие культы и жертвоприношения на Руси продолжались веками и после Крещения

Языческие культы и жертвоприношения на Руси продолжались веками и после Крещения

КАК ПАТРИОТ

Летописец показал великую роль русского народа в развитии человечества и идеи государственности на многонациональной территории. В самый широкомасштабный поход на Царьград 907 года князь Олег «взял же с собою множество варягов и словен (новгородцев), и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев...». А до того сказал: «Да будет Киев матерью городам русским». Но эта мечта Олега и Нестора не сбылась - к  середине XII в. Киев стал мачехой многим русским городам и поплатился за это.

КАК ФИЛОЛОГ
 
Нестор показал образность русской речи, дополнив сухие и краткие сведения о первых русских князьях, собранные его предшественниками, живописными деталями из народных сказаний и дружинных песен. Именно в его обработке в России полюбили рассказы о том, как Олег осадил Царьград и погиб от своего коня, как Ольга отомстила за смерть мужа, как Святослав ходил в походы, как юноша-кожемяка одолел печенежского богатыря и другие.

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА
* «Летопись Нестора» - так называют ПВЛ в Европе - в 1802 - 1808 годах была издана в латинской транскрипции и пристально изучалась в академической среде всех славянских стран.
* В 1956 году 900-летие со дня рождения православного и католического святого Нестора Летописца широко отмечалось в атеистическом СССР.

О самом Несторе Летописце (ок. 1056 - 1114) известно крайне мало. В Киево-Печерский монастырь пришел в 17 лет, прожил в нем 41 год, умер в 58 лет и погребен в обители.
Свидетель грандиозных княжеских междоусобиц 1078, 1096, 1097 годов, из-за которых половецкие орды опустошали пограничные земли, по стране полыхали мятежи, возглавленные волхвами, предсмертный завет Ярослава Мудрого сыновьям «жить в любви» был почти забыт и государство теряло былое могущество.

Основатели монашества на Руси Антоний (справа) и Феодосий, чьи мощи нашёл и раскопал Нестор Летописец

Основатели монашества на Руси Антоний (справа) и Феодосий, чьи мощи нашёл и раскопал Нестор Летописец

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
«Одаренный умом любопытным, - писал о Несторе историк Николай Карамзин, - слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и сделался первым Летописцем Отечества».

ОКОВСКИЙ ЛЕС
В Тверской и Новгородской областях был расположен знаменитый Оковский лес. Отсюда,  по Нестору Летописцу, и «есть пошла русская земля». Условные границы Оковского леса на карте Верхневолжья проходят через древние города: 1 - Валдай; 2 - Вышний Волочек; 3 - Торжок; 4 - Старица; 5 - Зубцов;  6 - Сычевка; 7 - Белый; 8 - Западная Двина; 9 - Торопец; 10 - Аполец; 11 - Демянск.

ИЗГОНЯЮЩИЙ БЕСОВ
В хрониках Нестор часто называл себя грешным. Единственный русский святой, кто под именем Нестора, Летописца Печерского, входит в список святых Римско-Католической церкви. О высоте его духовной жизни говорит факт: монах участвовал в изгнании самого опасного беса - ереси из Никиты Затворника, будущего архиепископа Великого Новгорода, причисленного в 1558 г. к лику святых. Православный русский мир ежегодно 9 ноября поминает преподобного Нестора как угодника Божия, своими высокими нравственными достоинствами, подвигами и святостью жизни уподобившегося Христу.

НАШ ПЕРВЫЙ ФАНТАСТ
Одно из самых красочных мест ПВЛ - поход вещего Олега на Царьград (Константинополь), когда князь в знак победы повесил щит на врата могущественного города: «Повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».
В летописи указано: было 2000 кораблей, «а в каждом корабле по  40 мужей». Итого - 80 тысяч человек. В иностранных источниках названа даже точная дата появления русских кораблей - 18 июня 860 года. Выходит, задолго до Петра I у России был мощный военно-морской флот. И нам 20 октября следовало праздновать его 1154-летие, а не 318-летие. Однако Нестор указывает другую дату - 866 год. Почему же диковинная русская парусная армада на колесах осталась незамеченной арабскими, византийскими и западноевропейскими хронистами, a упоминание о ней не было выброшено во время «чистки летописей» в период господства «норманнской теории» происхождения русского народа? Писатель и кинодокументалист Сергей Баймухамедов уверен: Нестор Летописец в этом эпизоде своей великой книги явил нам первое произведение русской научной фантастики и предсказал появление боевых амфибий пехоты и современный городской виндсерфинг или виндскейтинг - шоссейные гонки под парусами на колесах-роликах.

Поход Олега на Царьград. Миниатюра Радзивилловской летописи XIII века

Поход Олега на Царьград. Миниатюра Радзивилловской летописи XIII века






Путник в башмаках, подбитых ветром. Зачем Артюр Рембо разводил вшей и бросал их в священников
В постели Сары Бернар перебывали практически все европейские короли и принцы: кавалеров она принимала в гробу