БАМ, на неведомых дорожках. Либералы 1990-х мечтали похоронить «стройку века» в непролазной тайге
Самый масштабный в истории страны проект в этом году со всех сторон юбиляр. В апреле отметили 50 лет с начала современного этапа строительства: точка отсчета - 1974 год. Значительную часть построили за десять лет в глухой тайге. На многих участках - вглубь сотни метров вечной мерзлоты. И все сооружения должны выдерживать землетрясения.
40 лет назад, 29 сентября 1984-го, на разъезде Балбухта бригада Александра Бондаря с одной стороны и Ивана Варшавского с другой уложили последнее, «золотое», звено БАМа.
А 35 лет назад, 1 ноября 1989-го, началась постоянная эксплуатация трассы.
От Байкала до Амура
Идея охватить огромную территорию с богатейшими ресурсами железнодорожным сообщением возникла еще в XIX веке: проложить Транссиб, обогнув Байкал с севера. Так короче и недалеко от Ленских золотых приисков, акциями которых владели многие члены императорской семьи. Отказались из-за сложности рельефа. Оказалось, не навсегда.
В 1911-м изыскатели обследовали возможные маршруты на север от Иркутска, Тулуна и Тайшета. Но Первая мировая война поставила крест на разработках. К проекту вернулись при советской власти. Стало ясно: Транссиб не решает все задачи огромной страны. Началась топографическая разведка местности.
И вечная зима
После смерти Сталина строительство БАМа свернули - Хрущев был неспособен осознать грандиозность замысла. Его больше заботили развенчание культа да освоение целинных земель в Казахстане. Ситуацию пришлось исправлять Брежневу - были построены ключевые участки (вот вам и «застой»).
Первые строители БАМа жили в палатках. Рельсы таскали и костыли забивали вручную. Со временем появились вагончики и сборно-щелевые домики - так звали их строители: из щелей нещадно дуло. Девять месяцев зима, морозы 30 - 50 градусов, ураганы. Летом - мошкара и гнус. Так что чешское пиво, копченая колбаса, импортные джинсы, адидасовские кроссовки и прочие дефицитные товары - компенсация за невыносимые условия труда.
- Конечно, строителям платили хорошие деньги, но дело было не в них. Они горели этим. Свадьбы играли - жизнь кипела. Люди отправлялись на БАМ за мечтой. Строили будущее страны. Громкие слова, но так и было, - отмечает журналист, а ныне директор школы в Ульяновске Олег Куликов. На всесоюзной стройке он делал очерки о земляках.
Когда страна взяла курс на капитализм и к власти пришли либералы, все советское оказалось им как кость в горле. При Горбачеве заговорили: БАМ - дорога в никуда, народные миллиарды потрачены напрасно. Егор Гайдар назвал строительство БАМа «экономически абсолютно бессмысленным». Мол, никто не задумался: «А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?» - ехидничал он. К слову, на фоне нытья, что Дальний Восток никто не развивает.
Так вот, о развитии. Сегодня Байкало-Амурская магистраль:
- связывает два крупных угольных месторождения, два железорудных, одно медное. В ближайшем будущем доступ появится к десяткам таких мест;
- обеспечивает выход к Тихому океану, транзит грузов с Дальнего Востока и экспортные поставки в страны Азии;
- ежегодно перевозит около 12 млн пассажиров.
По плану модернизации БАМа и Транссиба к 2032 году пропускная способность магистралей увеличится до 270 млн тонн.
- Сегодня БАМ снова на слуху. Нужно не только расширять узкие участки. На всем протяжении предстоит проложить сплошные вторые пути и БАМ полностью электрифицировать. По сути, ввести в строй более 300 инфраструктурных объектов, включая дублеры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур, - сказал президент Владимир Путин в начале сентября на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
Стальная нить
- 1930. Появилась аббревиатура БАМ - так называлась станция на Транссибе, где проходила новая магистраль.
- 1932. Принято постановление Совета народных комиссаров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Ее планировали открыть уже через три года.
- 1942. Рельсы с построенных участков вывезли для возведения Волжской рокады под Сталинградом.
- 1945. Введена в эксплуатацию трасса от Комсомольска-на-Амуре до Совгавани - восточная оконечность БАМа.
- 1951. На линии Тайшет - Братск - Усть-Кут прошел первый поезд, в 1958-м участок стал работать постоянно.
- 1967. Вооруженный конфликт с китайцами на острове Даманский. Стало ясно: железная дорога вдоль границы уязвима. Вышло постановление правительства «Об усилении изысканий БАМа».
- 1974. Объявлено о начале Всесоюзной ударной комсомольской стройки. На БАМ потянулись молодежные отряды.
- 1984. Открыта трасса от Тайшета до Ванино.
- 1989. БАМ полностью введен в эксплуатацию.
- 2003. Сдан сложный 15-километровый Северомуйский тоннель, который строился с перерывами 26 лет.
- 2014. Начало строительства второй ветки БАМа - 340 км от Улака до Февральска.
- 2021. Открылся второй Байкальский тоннель.
- 2024. Провозная способность БАМа составит 42 млн тонн. За последние 12 лет она увеличилась в три раза, и объем грузоперевозок продолжает расти.
Славные имена
К полувековому юбилею новые разъезды на БАМе получили имена героев, связанных с масштабной стройкой. К сожалению, ушедших из жизни. Как Александр Бондарь - участник «золотой» стыковки в Балбухте, где развеян его прах. Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин - на БАМе с 22 лет, много писал о нем. Управляющий трестом на самом сложном - бурятском - участке трассы Феликс Ходаковский и многие другие.
Отпуск под стук колес
Турагентства предлагают двухнедельный тур по Байкало-Амурской магистрали - от Красноярска до Хабаровска через Тайшет, Братск, Северобайкальск, Тынду, Комсомольск-на-Амуре, Советскую Гавань, Ванино. Везде подготовлена экскурсионная программа. Половину ночей люди проводят в поезде, другую - в гостиницах. Предложение супер, но цена кусачая - порядка 155 тыс. руб. без учета авиаперелета (из Москвы - около 20 тыс.). Плюс 23 - 29 тыс. за билеты на поезд. Появилась бы программа господдержки с субсидиями-льготами - от желающих отбоя бы не было!
Дорога без костей
Либерасты, для которых весь СССР - один большой ГУЛАГ, и о БАМе судачат: на костях зэков дорога построена! Заключенные и правда проложили несколько участков - в 1930-е. Больше их не привлекали. Против воли на стройку ехали разве что служащие железнодорожных войск.
Через реки, горы и долины
- Протяженность БАМа - 4341 км.
- Пересекает 11 рек, проходит через семь горных хребтов.
- Пробито 8 тоннелей, возведено 142 моста.
- Задействованы более 2 млн чел.
- Построено 63 населенных пункта, в том числе Северобайкальск, Тында и Февральск.
- Стоимость всех работ в ценах 1991 года - 17,7 млрд руб. «Не так уж и много по нынешним меркам, к тому же БАМ давно себя окупил», - отмечает бывший руководитель ГлавБАМстроя Ефим Басин.
Кстати
- На строительство новых участков БАМа, как и раньше, привлекают студенческие отряды из разных уголков России. Многие молодые люди учатся в профильных вузах.
- 322 руб. - средняя зарплата на строительстве БАМа. Для сравнения: зарплата рабочего в СССР в те же годы 180 руб., ставки молодых специалистов - от 65 до 130 руб.