Бремя туберкулеза

Болезнь адаптировалась к большинству препаратов и принимает новые смертельно опасные формы

Болезнь адаптировалась к большинству препаратов и принимает новые смертельно опасные формы


Услышав словосочетание «эпидемия туберкулеза», многие из нас, уверена, сочтут дикостью такое определение, ведь речь идет о заболевании, которое стойко ассоциируется с чахоточными девами из позапрошлого века и маргинальными элементами из нынешнего. Кажется, что все это «далеко и неправда» и точно не про нас. Тем не менее масштаб беды огромен. Врачи говорят о серьезных подвижках в преодолении коварной заразы, но не скрывают, что борьба с туберкулезом еще предстоит - и борьба не на жизнь, а на смерть.


24 марта, во Всемирный день борьбы с туберкулезом, специалисты Минздрава РФ отчитались о заметных успехах в этом деле, подчеркнув, что с начала 2000-х общими усилиями в России удалось остановить тотальное распространение недуга, снизить заболеваемость почти на треть и в два раза сократить смертность.






Заболеваемость в тюрьмах в 16 раз выше, чем среди прочего населения. Когда бывшие зэки выходят на свободу, они часто становятся источниками инфекции. Фото: © Reuters

Заболеваемость в тюрьмах в 16 раз выше, чем среди прочего населения. Когда бывшие зэки выходят на свободу, они часто становятся источниками инфекции. Фото: © Reuters

Это, конечно, здорово, но врачи не скрывают: Россия по-прежнему входит в число 22 стран с наибольшим бременем туберкулеза - есть такое понятие в медицинской среде. Известная с давних времен чахотка нынче заметно трансформировалась. Об этом ниже, а пока напомним о том, что заразиться туберкулезом сегодня можно по-прежнему где угодно. Бактерии передаются воздушно-капельным путем, и стоит кому-то в общественном транспорте, например, от души чихнуть… Риск не велик, если иммунитет крепкий, но он может дать сбой. «Целевая аудитория» современного туберкулеза - часто вполне благополучные граждане, которые, уверовав в собственную неуязвимость, забивают на профосмотры и скучную ежегодную флюорографию.
Беда и в том, что поначалу туберкулез ничем особо себя не проявляет, отмечаясь симптомами, схожими с банальной простудой, которые насторожат доктора, но не больного (обратите на них внимание на схеме внизу). Если замечаете нечто подобное - проверьтесь на всякий случай.






Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» открылся 90 лет назад, в 1925-м, как санаторий для детей, страдающих туберкулезом

Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» открылся 90 лет назад, в 1925-м, как санаторий для детей, страдающих туберкулёзом


Завидная стойкость


- Серьезная проблема, которая не дает нам праздновать победу в борьбе с туберкулезом, - это рост случаев лекарственно-устойчивых форм туберкулеза, - поделилась заместитель управляющего Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Тереза Касаева. - Дело в том, что долгое время препараты против этого заболевания не разрабатывались, и палочка Коха адаптировалась к лекарственным средствам, которыми с 40-х годов прошлого века лечат туберкулез. Сегодня фтизиатры всего мира предупреждают о мультирезистентных формах заболевания, против которых большинство известных препаратов бессильно.
При контакте с туберкулезной палочкой особенно рискуют ВИЧ-инфицированные люди, которых становится все больше. Из-за иммунодефицита они с большей вероятностью могут заразиться мультирезистентным туберкулезом.
Сложные формы туберкулеза лечатся около двух лет. Пациент принимает одновременно от пяти до семи препаратов. Они высокотоксичны и часто вызывают побочные эффекты - это не тот случай, когда таблетка приносит быстрое облегчение. Но другого пути нет. Пропусти прием препаратов на день - и приходится начинать курс сначала, иначе обычный туберкулез может перейти в мультирезистентный, тот самый, который «не берут» лекарства. Выйдя из стационара, человек обязан стать на учет в ближайшем диспансере. Ежедневно ему дают препараты, которые он принимает в присутствии медработника. Это важный момент: лечение проводится под строгим контролем.





Опасные «гастроли»


Дабы составить полную картину, я спросила уважаемых специалистов о мигрантах, которые, не секрет, добавляют к статистике заболеваемости в России свои «палочки Коха». По официальным данным, среди гастарбайтеров выявлено всего три процента больных туберкулезом. Однако люди, работающие с эпидоопасным контингентом, уверяют, что по большому счету проблемами, связанными с трудовыми мигрантами, никто всерьез не занимается. Достоверным обследованием представительной выборки установлено: заболеваемость по туберкулезу, а также ВИЧ-инфекциям, сифилису и гепатитам среди южан очень высока - каждый седьмой болен или является переносчиком какой-то заразы.
Об этом рассказал директор столичного диагностического центра Всеволод Храмцов. Всеволод Герасимович вспоминал, как в 2007 году на стол тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову каждую неделю предоставляли данные по приезжим. Из этих цифр составлялись графики регистрации мигрантов в УФМС и данные их обследования.
- Тогда тоже получалась картина, угрожающая здоровью москвичей, но она была перед глазами. Сейчас ее нет. С 1990 по 2000 год график заболеваемости по туберкулезу взлетел, как стрела: с 20 тыс. до 100 тыс. на сто тысяч обследованных. А сегодня мы объявляем об улучшении ситуации по этому заболеванию на один, полтора, три процента - капля в море! - посетовал доктор. Кстати, в 2015 году труд мигрантов запрещено использовать в розничной торговле фармацевтикой, в палатках и на рынках. А вот в общепите и пищевом производстве они по-прежнему трудятся без ограничений.


Прикинь!
Ни одна страна мира не спешит объявлять о полном избавлении от туберкулеза. В России показатель больных - 63,1 на 100 тыс. населения, в Европе - 20,0, в США - 7,0. По данным ВОЗ, ежегодно туберкулезом заболевают свыше 10 млн. человек и умирают 4 - 5 млн.






.

Оперная прима Галина ВИШНЕВСКАЯ чуть не умерла от тяжелой болезни. Она вспоминала: «...Я через силу пила тёплое растопленное свиное сало, мед с маслом, выпивала до 10 сырых яиц в день. Тогда только что появился стрептомицин, но его… нужно было доставать… за бешеные деньги… Мы начали продавать вещи… Наступило улучшение, но врачи категорически запрещали мне петь, а я уходила в лес, разжигала костер и пела над ним Марфу из «Хованщины»: «Силы потайные! Силы великие! Души, отбывшие в мир неведомый! К вам взываю!» В эти минуты я чувствовала себя владычицей мира»



автор