Учительнице, отказавшей начальнице в близости, грозит увольнение

Многие дети, прибывшие в Россию из другой страны, с трудом понимают, что проходят в школе
Столичные мигранты жалуются, что их дети не говорят по-русски

В одной из школ на севере Москвы разгорается конфликт, который, с одной стороны, вызван присутствием в классе большого количества детей выходцев из южных республик бывшего СССР. А с другой - с весьма нетрадиционной моделью отношений, сложившихся в коллективе. Связаны ли эти два явления, предстоит разобраться.

Учительницу младших классов Анну Седову (фамилия изменена) я знаю через общую приятельницу. Та позвонила встревоженная и рассказала: Аню выживают из школы. Для педагога с 22-летним стажем, не представляющего себя в другой профессии, это удар по репутации и личная драма.

Нынешний 2 «И», который ведет Седова, сформирован особым образом: 16 русских детей и 11 мигрантов. Сложности в обучении приезжих возникли сразу: многие не понимают русскую речь. На профессиональном языке таких детей называют инофонами. Анна Николаевна не раз просила их родителей говорить дома по-русски, чтобы помочь ребятам быстрее адаптироваться, но у некоторых подвижек практически не было. Двое учеников - брат и сестра из Таджикистана - по возрасту должны грызть гранит науки в четвертом и пятом классах, но там они явно не потянут, и их поместили к малышам.

Впрочем, в прошлом учебном году оценок не было, и родители на трудности перевода закрывали глаза. А с переходом во второй класс электронные дневники запестрели трояками и парами, и началось. На учителя посыпались жалобы - мамы и папы неуспевающих школяров принялись жаловаться, старательно расписывали «прегрешения» нерадивой «училки»: «бросила листок с заданием на парту, он упал, и ребенок был вынужден его поднимать», «ставила в наказание у стены», «дергала за руку и трясла за челюсть». По поводу последнего заявления Седовой пришлось писать объяснительную и ссылаться на решение психиатрической комиссии от 6 октября 2017 года о том, что она не имеет противопоказаний к работе учителем. В довершение Седову обвинили в «нарушении этических норм поведения», «разжигании национальной розни» и пригрозили увольнением.

Многие из тех, кто понимает абсурдность подобных измышлений, задаются вопросом: а как вообще получилось, что в одном классе собралось так много приезжих детей? Школа большая, только вторых классов - десять, но ни в одном из них нет такого скопления пришлых. Создание мигрантской «диаспоры» в пределах одного учебного заведения - стечение обстоятельств или чей-то умысел?

Список учащихся школы № 3 в подмосковных Котельниках: у 25 первоклашек - нерусские фамилии

Рычаги влияния

Этот вопрос следовало бы адресовать руководству учебного заведения. И тут мы подходим к другой стороне конфликта - ситуации, которую в недалеком прошлом было просто невозможно представить.

Так сложилось, что директор школы, пропитавшись духом модной ныне толерантности, пригрел под своим крылом женщину-методиста, которая, не таясь, выбирает в себе в партнеры женщин. Речь не о совместном «сеять разумное-вечное», а о вполне конкретных отношениях. С одной из учительниц этой же школы методистка открыто сожительствует, о чем в курсе вся школа. Некоторые родители пытались жаловаться в роно - ответ был один: нет такого пункта в законе, чтобы их уволить. Это личный выбор.

Анна Николаевна признается: методистка и к ней подкатывала. Обнимала, по коленке гладила, даже открыто предложила покровительство, но получила отказ. В школе этот специалист имеет рычаги влияния, и Анна не исключает, что она поплатилась за собственную несговорчивость. Когда встал вопрос, куда девать ораву неместных детей, в отместку их всех сбагрили Седовой. И теперь руками родителей педагога пытаются убрать.

- Осенью на педсовете обсуждался мой внешний вид, сказали, платье слишком короткое, надо скромнее, - вспоминает Анна. - А куда уж скромнее... Я одна воспитываю сына. Муж не помогает, родителей нет в живых. Не до нарядов.

По факту заявлений администрация школы создала комиссию по расследованию конфликта. В присутствии родителей и педагогов Анна Седова дала разъяснения. Заседание записывалось на видеокамеру. Тогда же дирекция школы выступила с предложением установить камеры в столовой и в классе. На это большинство родителей ответило отказом.


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:

- Администрация школы может уволить учителя на основании письменных жалоб родителей, но для этого должны быть веские основания, - говорит адвокат Алексей Шкицкий. - К числу нарушений относятся преднамеренное нанесение ребенку телесных травм и повреждений, угрозы, оскорбления, унижение достоинства, носящее систематический характер; предъявление завышенных требований. Все эти обвинения требуют доказательств - должны быть зафиксированы травмы, получено заключение психолога или предъявлены видеосвидетельства. Любое увольнение можно оспорить в суде.

Если суд докажет невиновность учителя, школа обязана выплатить ему неустойку и восстановить в должности. Что касается установки видеокамер, то руководство школы вправе принять такое решение. Однако должно соблюдаться законодательство о хранении персональных данных и охране изображения. Нельзя устанавливать камеры в туалетах, раздевалках и медицинских кабинетах.






Москвич через суд заставил школу принять его сына в 10-й класс
В России учителей начнут проверять по 69 показателям