Правда и мифы про Метро-2: что скрывают тоннели под столицей

Считается, что один из главных входов в Метро-2 находится во дворе комплекса зданий Минобороны около станции «Арбатская». Wikimedia

Секретные ветки и станции столичной подземки будоражат умы и фантазию москвичей и гостей столицы уже не один десяток лет

Легендарная и загадочная транспортная система “Метро-2” (оно же Д-6) давно превратилось из городской легенды в факт. Официальные лица не подтверждают, но и не опровергают ее наличие, что само по себе достаточно красноречиво.

Все дороги ведут в Кремль

Карта Метро-2 на взгляд американских военных. Wikipedia

О загадочном «втором» метро рассказывают, что некоторые ветки проложены на рекордной глубине – до 250 метров, тоннели там – одноколейные, платформы – очень узкие, контактного рельса нет, зато рельсы утоплены в бетон – чтобы там мог проехать автомобиль. Можно услышать и другие невероятные вещи. Разобраться где правда, а где нет, сложно. Но кое-что в «биографии» Метро-2, какой ее рисуют писатели и диггеры, действительно было.

Дублирующая сеть тоннелей и пункт управления на случай ядерной войны, откуда можно командовать Вооруженными Силами СССР, началась с одноколейной дороги к даче Сталина. Еще до Великой Отечественной войны эта ветка развилась в крупную сеть путей, проложенных под центром Москвы.

Появление атомного оружия только подстегнуло стройку. Требовалось незамедлительно переносить из центра Москвы все системы управления страной. По слухам, именно по этой причине даже ветки системы “Метро-2”, именующейся также Д-6, подчиняются разным ведомствам.

Основным приоритетом строительства стала связь объектов МО РФ и подземного города в Раменках. Вскоре под землей на глубине 60-70 метров появились специально модернизированные мотовозы, а в некоторых местах даже автомобили. Для этого рельсы решили не утапливать в пол тоннеля.

Легенда, в свое время активно циркулировавшая в кругах работников московского метро, гласит, что по окончании строительства эвакуационного тоннеля тогдашний руководитель страны Леонид Брежнев лично присвоил звание Героя Социалистического Труда председателю КГБ Юрию Андропову. Для первых лиц государства в системе секретного метро соорудили 200-метровые бомбоубежища, оборудованные всем необходимым для недолгой, но комфортной жизни во время ядерной зимы.

Платформа в тоннеле линии метро Д-6. Wikimedia

Считается, что второй метрополитен столицы проходит на несколько десятков метров ниже нашего привычного. Именно поэтому Филевская линия проложена по земле, как обычная железная дорога. Мол, по расчетам специалистов “Трансинжстроя”, отвечающего за строительство, она могла совпасть с западной линией правительственного метро и была вынесена наружу.

Говорят, что эти старые ветки уже начинают приходить в негодность. Самые невероятные слухи гласят, что они уже дублируются новыми подземными трассами, которыми иногда пользуются высшие чиновники для того, чтобы избежать автомобильных пробок. Перевозятся по секретным дорогам и хозяйственные грузы.

Кстати: На вопрос о существовании системы Метро-2 экс-глава метрополитена Дмитрий Гаев ответил, что удивился, если бы их не было. Мол, ведь везде, где есть метро, есть и тоннели специального назначения.

Загадки схемы метро

Так выглядит одно из предположительных разветвлений обычного метро и Метро-2 в районе станции Тропарево. Wikipedia

Многие из пассажиров столичной подземки обратили внимание на загадочный изгиб красной ветки метрополитена в районе Москвы-реки. По легенде, в этом “виновен” Хрущев. При строительстве сегмента “Парк культуры” - “Университет” Генеральный секретарь пожелал удешевить строительство. Для этого решили использовать один из старых тоннелей Метро-2, но всемогущий КГБ наложил на проект вето. Вот в спешке и появилось то, чем мы пользуемся сейчас, – разрушающийся метромост и странный изгиб на схеме метро.

Режим повышенной секретности в отношении спецметро соблюдался всеми и всегда. Но иногда объект выдавал себя сам. В ноябре 1954-го в сотне метров от Садового кольца на фабрике “Красная Роза” один из наземных корпусов стал подземным. То, что поначалу посчитали вражеской диверсией, оказалось собственной недоработкой. Дело было моментально засекречено, ведь под фабрикой в это время прокладывали ту самую “хрущевскую” линию “Метро-2”.

А произошло вот что. Во время строительства массив песка и воды хлынул в тоннель. В образовавшуюся полость и провалилась фабрика. Слава богу, предприятие работало в одну смену, авария случилась в ночное время, и никто не погиб.

В метро на дачу

Как рассказывают, от обычного метро тоннели Метро-2 часто отделены герметичными дверями. Одна из таких дверей – в служебном тоннеле Сокольнической линии

По неподтвержденным сведениям, во внутреннем дворе комплекса зданий Министерства обороны в начале Арбата находится основной вход системы секретного метрополитена. На станции стоят два пассажирских состава, готовые в любой момент эвакуировать высшее военное руководство России в восточном направлении.

По слухам, циркулирующим среди населения Подмосковья, из столицы в Чехов проложена не нанесенная ни на одну карту Чеховская линия метро. Мол, проходя через военные объекты в Царицыне и Видном, подземная трасса заканчивается в бункерах закрытого военного городка Чехов-2. Основанный 60 лет назад поселок призван выполнять функцию запасного командного пункта для руководства наших Вооруженных Сил. Большая часть поселка находится под землей, уходя на 30 этажей вниз.

Эта ветка секретного метрополитена Москвы является самой малоизученной. Говорят, что в этом закрытом городке ветка Метро-2 продолжает строиться и в наши дни. Но есть ли смысл в системе, которая проектировалась на случай ядерной войны?

А как у “них”?

Система подземных правительственных коммуникаций вполне обычное явление для всех крупных мировых держав. В Вашингтоне построена подземная ветка, доставляющая сенаторов из бункера под Капитолием в правительственный аэропорт. Существуют свои “Метро-2” и в европейских столицах.

В Китае для строительства правительственного метрополитена использовали стены древних пекинских зданий, представляющих историческую ценность. Когда-нибудь исторической ценностью станет и то, что построили трудолюбивые азиаты. Убежище на полмиллиона человек с больницами, концертными залами, школами и жилыми отсеками, несомненно, войдет в историю, хотя бы из-за своих гигантских размеров.