ОБЩЕСТВО

Самые странные и неоднозначные крушения самолетов «Ан»

© reuters.com
Авиакатастрофа Ан-148 «Саратовских авиалиний» в Подмосковье продолжила череду трагических происшествий с авиалайнерами КБ «Антонов». Порой ответов на вопросы о причинах трагедий нет даже у экспертов, а расследование заводит в тупик

Самолеты «Ан», детище конструкторского бюро Антонова, в свое время были гордостью советского авиастроения. Среди самых знаменитых машин КБ – Ан-2, он же «Аннушка», легендарный «кукурузник»; гигантский военный Ан-22 («Антей»); пассажирский авиалайнер Ан-24, много лет находившийся в авиапарках десятков стран и несколько раз модифицированный; тяжеловес Ан-124 («Руслан») и многие другие. Ближнемагистральный самолет Ан-148, разработка которого началась в 2000-х, впервые поднялся в небо в 2004 году, серийное производство началось в 2009-м. Сегодня оно законсервировано: на заводе это объясняют отсутствием заказов. Но одновременно специалисты отмечают целый ряд нештатных ситуаций с двигателями и бортовыми компьютерами. Только за последние годы их произошло больше десяти.

Эксперты, высказывающие версии причин крушения Ан-148 в Подмосковье 11 февраля, уже отметили ряд странных моментов, предшествовавших трагедии. Так, по информации CNN, при взлете лайнер с 65 пассажирами и 6 членами экипажа совершил странный «рывок», его нос стал задираться вверх. Также, по некоторым данным, самолет «Саратовских авиалиний» вначале набрал высоту 1,8 тысячи метров, а потом резко «нырнул» на 700 метров вниз. Точные причины крушения предстоит выяснить экспертам. EG.RU вспоминает самые странные и неоднозначные авиакатастрофы, происходившие с «Анами». А в истории их немало, как и жертв – только при крушениях самой популярной пассажирской модели, Ан-24, погибло более двух тысяч человек.

Ан-22, 1970 год, Атлантический океан

Первый полет «Антей» совершил в 1965 году. wikimedia
Первый полет «Антей» совершил в 1965 году. wikimedia

Новый, 1969 года выпуска военно-транспортный самолет (на тот момент – самый большой в мире!) летел в пострадавшее от землетрясения Перу с гуманитарной помощью. Через 40 минут после вылета из Рейкьявика «Антей» взорвался в воздухе над Атлантикой. Место крушения осматривали почти два месяца – была найдена лишь небольшая часть обломков и деталей.

Расследование продолжалось долго – но свет на причину катастрофы пролить так и не удалось. Выдвигались версии возгорания и пожара (впоследствии была отклонена), взрыва на борту, столкновения с аэростатом. Ходили слухи о том, что эта могла быть диверсия.

Впоследствии, когда спустя несколько месяцев произошла катастрофа еще одного «Антея» под Калькуттой, комиссия заявила, что причиной гибели Ан-22 над Атлантикой стала поломка лопасти воздушного винта, которая пробила фюзеляж. Но многие из родных (на борту было более 20 человек, никто не выжил) и через долгие годы считали, что жизни экипажа и пассажиров унес Бермудский треугольник.

Ан-22, 1992 год, Тверь

Ан-22 использовался как в военной, так и в гражданской авиации – для перевозки тяжелых грузов. wikimedia
Ан-22 использовался как в военной, так и в гражданской авиации – для перевозки тяжелых грузов. wikimedia

В 1992 году под Тверью потерпел крушение «Антей», выполнявший коммерческий рейс по перевозке пассажиров и грузов (среди них были рулоны кожи, несколько тонн сахара, автомобили) с авиабазы Мигалово в Тверской области в Ереван. Спустя несколько минут после взлета самолет начал терять высоту и скорость, а затем, перейдя в пике, врезался в землю в 500 метрах от складов стратегических боеприпасов. Впоследствии местная пресса сообщила, что второго Чернобыля удалось избежать чудом. Все 33 человека, находившиеся на борту, погибли.

Расследование показало, что самолет вылетел с перегрузом в 20 тонн – по документам же груз весил гораздо меньше, чем на самом деле. Также на борт взяли больше людей, чем проходило по документам. Не будучи в курсе фактического веса, экипаж стал убирать закрылки раньше времени, что создало аварийную ситуацию и в итоге привело к крушению.

Но была еще одна странная деталь – разбившемуся самолету был присвоен регистрационный номер 09303 – он перешел к лайнеру по наследству от «Антея», 22 года назад рухнувшего над Атлантикой. После этого мистики не могли не вспомнить про роковые цифры и про старинный морской закон, гласящий, что кораблям нельзя давать имена их героически погибших предшественников.

Ан-124, 1992 год, Киев

Первый опытный полет «Руслан» совершил в 1982 году. wikimedia
Первый опытный полет «Руслан» совершил в 1982 году. wikimedia

В октябре 1992 года в Киевской области самолет «Руслан», проводивший испытательный полет, разбился в лесу. Полет должен был стать завершающим в серии испытаний нового лайнера для получения сертификата летной годности, который бы открыл «Руслану» широкую дорогу в международную авиацию. Но вдруг, снижаясь на высокой скорости, лайнер начал разрушаться с носовой части, после чего отказали оба двигателя. Потерявший управление Ан-124 рухнул и взорвался.

Тогда погибли восемь человек из девяти, бывших на борту, один из бортинженеров успел выпрыгнуть с парашютом. Последствии причиной авиакатастрофы назвали техническую неисправность. Предполагалось, что носовой обтекатель мог получить повреждение из-за столкновения с птицей. Но некоторые уфологи были уверены, что самолет погубил НЛО: только этим можно объяснить неожиданное разрушение носовой части. Птиц, способных подниматься на высоту 6000 метров над землей, в Киевской области просто нет. По мнению сторонников НЛО-версии, объект имел мощное энергетическое поле – оно-то и разрушило самолет.

Ан-124, 1997 год, Иркутск

Спасательные работы на месте крушения Ан-124 в Иркутске. Wikimedia/Архив «РИА Новости»
Спасательные работы на месте крушения Ан-124 в Иркутске. Wikimedia/Архив «РИА Новости»

Крушение самолета Ан-124, выполнявшего рейс Москва-Иркутск-Владивосток-Камрань, произошедшее 6 декабря 1997 года, стало одной из самых масштабных трагедий в истории отечественной авиации. Спустя несколько секунд после взлета с аэродрома Иркутска у «Руслана», который вез истребители во Вьетнам, отказали двигатели – три из четырех. Самолет мгновенно потерял управление и рухнул на жилые дома. Тогда погибли 72 человека – все находившиеся на борту, а также 49 человек на земле, в том числе 14 детей (лайнер рухнул в том числе и на здание детского дома).

«Черные ящики» сгорели, поэтому точно, что предшествовало трагедии, выяснить так и не удалось. Официальной версией отказа двигателей назвали перегрузку. Эксперты также говорили о недостатках двигателей. Выдвигалось предположение, что могла отказать электроника – мол, перед крушением Ан-124 один из пассажиров звонил по китайскому радиотелефону.

Спустя несколько лет генеральный конструктор КБ, разрабатывавшего двигатели для этой модели самолета, высказал мнение, что к трагедии могло привести слишком высокое содержание воды в авиатопливе. То есть, возможно, оно было разбавленным. Точную причину авиакатастрофы не удалось выяснить до сих пор.

Ан-148, 2011 год, Белгород

Катастрофа с Ан-148 в Подмосковье стала второй за время существования этой модели самолета. wikimedia
Катастрофа с Ан-148 в Подмосковье стала второй за время существования этой модели самолета. wikimedia

В 2011 году произошла первая катастрофа с Ан-148 во время учебно-тренировочного полета под Белгородом. На борту находилось шесть человек, включая двух пилотов из Мьянмы. Через некоторое время после взлета с аэродрома в Воронеже самолет врезался в землю около села Гарбузово в Белгородской области. Все находившиеся в нем погибли.

Расследование показало, что причиной аварии стало превышение скорости – она оказалась больше, чем предельная расчетная, более чем на 100 км/ч. Предположительно, пилот не заметил, что приборы дают неправильные показания скорости, и продолжал увеличивать ее, пока не загорелись двигатели и Ан-148 не начал разваливаться в воздухе.

Тут неясных моментов как минимум два - почему забарахлили приборы и как этого мог не заметить опытный летчик-инструктор? Но, возможно, он заметил, однако предпринять ничего не сумел. Впоследствии появилась информация о том, что дополнительным фактором стала плохая скоординированность экипажа: в частности, анонимный источник, близкий к расследованию, рассказал, что управлявший пилот из Мьянмы не понимал, что ему говорит российский инструктор. А решение, которое могло бы, возможно, спасти экипаж, надо было принимать быстро – счет шел на секунды.

Вам может быть интересно: