Как мотала срок Евгения Васильева

Быт, нравы и прочие страсти-мордасти женских колоний России

Как не сломаться и сохранить человеческое достоинство на зоне

В конце августа самую колоритную сиделицу последнего времени Евгению ВАСИЛЬЕВУ, осужденную по делу «Оборонсервиса», выпустили на свободу. В женской колонии поселка Головино Владимирской области она провела всего месяц. Теперь выясняется, что ее вообще отправили туда незаконно - не дождавшись решения апелляционного суда, без которого приговор не вступает в силу. Получается, Васильева отбывала наказание, официально будучи невиновной. Кто от этого юридического кульбита выиграл? Да сама же Евгения Николаевна, кто же сомневался!

Досрочно покинув опостылевший московский СИЗО, по прибытии в колонию она тут же подала ходатайство об условно-досрочном освобождении, что могла сделать только из места лишения свободы. И как только приговор вступил в законную силу, гуманный Судогорский райсуд Владимирской области тут же собрался на заседание и удовлетворил прошение.
Васильева невероятным образом умудрилась провести месяц в колонии общего режима без приговора - говорят, такого еще не было. Но, очевидно, большие деньги решают любые проблемы. Кстати, оказавшись на воле, чиновница, причинившая ущерб государству на 3 миллиарда рублей, уже обжаловала отказ суда возвращать ей пять изъятых квартир. И правильно сделала: зря, что ли, топталась на зоне?

Домашний арест ВАСИЛЬЕВУ устраивал больше. А то в колонии ни маникюр сделать, ни селфи в Интернет выложить

Домашний арест ВАСИЛЬЕВУ устраивал больше. А то в колонии ни маникюр сделать, ни селфи в Интернет выложить. Фото: Instagram*.com

«Cмеюсь, когда смотрю фильмы о заключенных»

За месяц пребывания в Головино статусная зэчка едва ли успела почувствовать все прелести жизни в исправительном учреждении. О том, что годами приходится терпеть женщинам в местах не столь отдаленных, согласилась рассказать другая известная заключенная, отбывавшая срок в тех же краях, - бывший концертный директор Софии РОТАРУ Ольга КОНЯХИНА.

- Для Васильевой создали беспрецедентные условия - мне говорили об этом знакомые девчонки, которые находились там в то же время, - начала свой рассказ Ольга Петровна. - В карантине с душевой и столовой она сидела одна - всех убрали в медчасть. После карантина Евгению определили на работу в школу, которая в тот момент была закрыта. А поселили в профилакторий, куда обычных людей отправляют в качестве поощрения за ударную работу. В комнатах там живут всего по пять человек. И, помимо столовой, есть кухонька с плитой и холодильником. Питалась она отдельно от всех в этой кухоньке. В столовую ни разу не ходила. Появлялась только на проверках.
Выдвигались предположения, что в Головино вместо нее находился двойник. Но мне кажется, вокруг двойника не стали бы устраивать ажиотаж, содержали бы на общих основаниях. А больше всего меня поразило решение суда об условно-досрочном освобождении Васильевой, которое она получила за то, что якобы завоевала авторитет среди заключенных, выступала на концертах, читала лекции и участвовала в озеленении территории. И это за 20 дней пребывания в коллонии!

Ольга КОНЯХИНА

Ольга КОНЯХИНА

Отряд «карательниц»

- Колония в Головино считается одной из наиболее мягких по условиям содержания. Больше всего меня удручала невозможность ни на минуту остаться одной. Еще напрягало, что не могу пойти в магазин и купить, что хочется. Кстати, не могу без смеха смотреть наши фильмы про женские колонии. Ужасы, которые в них показывают, имеют мало общего с реальностью. Конечно, в разных колониях все устроено по-своему. По рассказам женщин, с которыми я сидела, где-то за малейшие нарушения сажают в ШИЗО - штрафной изолятор. Цепляются к незастегнутой верхней пуговице на халатике или к съехавшему платку на голове. Говорят, кого-то бьют. Но сама я такого не видела.
Представление, будто заключенные живут по неписаным законам, не соответствует действительности. Вся жизнь подчинена строгому распорядку, который устанавливает администрация. А чтобы тебя уважали, нужно сохранять человеческое достоинство. «Зэчка всегда должна быть чистой и опрятной», - говорила мне одна женщина, которая сидела большую часть жизни. Мат среди заключенных не приветствуется. Понты и споры с администрацией тоже не добавляют авторитета.
Самые распространенные статьи, по которым сидят женщины, - 228-я - «наркотики» и 105-я - «убийство». За наркотики чаще попадают те, кто их сам употребляет. Дилеров сажают редко. Обычно они договариваются с полицейскими и для отчетности сдают им ни в чем не повинных людей. Например, просят кого-то из подружек отнести пакетик в соседний дом. А там подружку уже ждет полиция. У нас была девочка-отличница, которую так подставили. За нее ходил просить весь институт, но ее все равно осудили. А какой смысл полицейским сажать дилеров? От них же идет доход.

Место КОНЯХИНОЙ возле РОТАРУ заняли люди, отправившие Ольгу в тюрьму

Место КОНЯХИНОЙ возле РОТАРУ заняли люди, отправившие Ольгу в тюрьму

Что касается убийств, их в основном совершают немолодые женщины, у которых сдают нервы из-за пьющих мужей или детей. У нас был отряд для заключенных старше пенсионного возраста. Их называли «карательницами»: почти у всех - 105-я статья. В театральном кружке, которым я руководила при клубе, участвовала интеллигентная женщина - директор магазина. Муж у нее безумно пил - она постоянно выводила его из запоев. А свекровь обвиняла в плохом обращении со своим сыночком. Однажды эта женщина гладила белье. Свекровь стала ее пилить. «Да заткнитесь вы!» - не выдержала она и швырнула в нее попавшую под руку вазу. Свекровь упала, ударилась головой о стол и впала в кому. Женщине дали восемь лет. Я ее поддерживала, как могла. Заставляла играть мишек и зайчиков - лишь бы она отвлеклась от переживаний.

Справка
* Уголовное дело по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» на Ольгу Коняхину завели в 2010 году - стараниями завистников, мечтавших занять ее место. Суд приговорил женщину к шести годам лишения свободы. В 2013 году после победы на конкурсе песни среди осужденных «Калина красная» она добилась условно-досрочного освобождения, отсидев три года и три месяца.

Дмитрий НОВИКОВ

Дмитрий НОВИКОВ

НАКАЗАНИЕ НЕ ИСПРАВЛЯЕТ, А ЛОМАЕТ

Федеральный судья Дмитрий НОВИКОВ много лет занимался рассмотрением ходатайств об условно-досрочном освобождении. Большую часть составляли прошения, написанные женщинами. УДО подразумевает смягчение наказания, предоставление отсрочки беременным и матерям, имеющих детей до 14 лет, - юрист говорит, что отказать в таких просьбах просто не мог. Своими мыслями о положении дел в женских колониях он поделился с «Экспресс газетой».

- Я стал судьей в 26 лет, - рассказывает Дмитрий Новиков. - Первым местом моей работы стал Усть-Лабинский район Краснодарского края, где сосредоточено пять колоний. Одна из них была женская. Меня предупредили: узнаешь много ужасов. К тому же председатель суда дал наставление: колония не слушается руководство, поэтому надо сделать так, чтобы всем в УДО было отказано.
Приехал. Меня встречает толпа оранжевых сарафанов и платочков - почему-то это очень впечатлило. Начал знакомиться с делами, и правда, половина колонии - убийцы. Читал некоторые истории - по ним фильмы страшно снимать, а тут реальная жизнь. Убивали мужей, любовников, женихов, друзей. Осужденных за мелкие преступления: хулиганство, телесные повреждения - я среди женщин почти не видел.
Как-то меня пригласили в колонию на конкурс красоты. Девчонки нарядные, поют, танцуют. Я растрогался: ну, говорю, победительнице можно УДО запросто дать, такая замечательная. А вокруг все смеются: ей, оказывается, еще 12 лет сидеть. Убила и первого, и второго мужа. Знаете, заметил: в одном месте рядом стоят три колонии - две мужские и одна женская. Так вот воронье живет только в женской. Все деревья над ней усеяны черными птицами, которые без конца каркают.

Конкурсы красоты стали популярными на зоне. Но не стоит обольщаться милой внешностью зэчек

Конкурсы красоты стали популярными на зоне. Но не стоит обольщаться милой внешностью зэчек. Фото: РИА «Новости»


Загуляла с охранником

- Меня часто спрашивают: есть ли в местах заключения любовь? Есть. Вот такая.
Помню, заходит бабушка и просит, чтобы ее отпустили по беременности и родам. Как такое может быть? А она: «Я думала, уже все, а тут зашевелилось что-то». Шестой месяц. Сидит за убийство мужа. «Вы знаете, - говорит, - больше жизни его любила. Но он пришел, стал драться - я ножом его рубанула. Пока «скорая» приехала, он и умер. Вот теперь дитя его ношу». А женщине уже за 60!
Потом молодая пришла - тоже беременная. Я уточняю: «Муж есть?» - «Нет». - «На свидания домой ездила?» -  «Нет». Сидит три года. Обращаюсь к руководству колонии: объясните! А они улыбаются: «На картошку отправили - она там с охранником загуляла. Боремся с этим явлением».
Браки в колониях заключаются часто. Женщины стремятся выйти замуж - это повышает шанс на УДО. Случай один рассказали. В девушку, убившую в порыве ревности невесту бывшего парня и ее сестру, влюбился предприниматель, который привозит в колонию соевое молоко. Скоро они зарегистрируют отношения.
А вот браков между заключенными и работниками колоний я не припомню.

Рождение ребёнка повышает шансы выйти на волю раньше срока

Рождение ребёнка повышает шансы выйти на волю раньше срока. Фото: kykyryzo.ru

Нежные создания

- Самые распространенные причины, по которым женщины совершают преступления, - месть, неразделенные чувства.
Помню, рассматривал дело, когда девушки писали заведомо ложные заявления об изнасиловании. Мужчин они подпаивали клофелином. И сейчас свежа картина: на скамье подсудимых две маленькие, миловидные девчушки. И здесь же бугаи потерпевшие. Нежные создания смогли отправить в тюрьму целую роту солдат!
Был случай, когда надо было дать отсрочку женщине по достижении ее ребенком 14 лет. А она сама обвинялась в сексуальных отношениях с несовершеннолетним. Как быть? Она рыдала: «Мы любили друг друга - у нас разница в два года. Я уже достигла возраста уголовной ответственности, а он нет. А родители решили, что я проститутка, и написали на меня заявление».
Но вообще женщины во время процесса ведут себя очень умно. Редко признают вину, знают, где включить эмоции, лукавят. Одна рассказывала: «Стою, яблоки режу на компот. Он кричит: «Таня!» Я повернулась и зарезала его».

Многие уголовницы рассчитывают на помощь Божью

Многие уголовницы рассчитывают на помощь Божью. Фото: Фото: kykyryzo.ru

Многолетний кошмар

- Сейчас получить условно-досрочное освобождение стало очень сложно. А я почти все ходатайства удовлетворял. Потому что не понимаю: как предусмотренное законом наказание может перевоспитать. Оно ломает человека, прививает ему неправильные привычки, и все. Наши тюрьмы не соответствуют европейским стандартам, а отношение к заключенным ужасное. Я заходил в помещения камерного типа, в штрафные изоляторы женской колонии - и потом несколько суток не мог спать. Бетонные черные стены с прикрученными к стене кроватями, заключенные в робах, рыдающие на весь штрафной изолятор... Жесткость судей оборачивается для осужденных многолетним кошмаром, хотя для кого-то два дня в тюрьме стали бы уроком на всю жизнь.
Кстати, я заметил: самые строгие судьи - женщины. Они способны вынести такой приговор, который не всегда согласится вынести мужчина. Что ими движет? Возможно, зависть. Раздражает молодость, красота, благополучная семейная жизнь людей, оказавшихся на скамье подсудимых. Ох, как мало я видел счастливых судей!
Какое бы женщина ни совершила преступление, тем более если речь идет не об убийстве, можно придумать для нее другие ограничения. Например, сделать колонии-поселения - до революции было же такое наказание, как ссылка. В деревню отправить ее с детьми. Это страшно, когда в женской колонии есть роддом, дом малютки, когда трехлетнего ребенка разлучают с мамой.
У нас только в фильмах следствие независимое, а в тюрьмах сидят злостные убийцы. А вы проведите следственный эксперимент: дайте какому-нибудь «оборотню в погонах» 500 тысяч долларов и предложите отправить невиновного человека в тюрьму. Вы знаете, у него получится. Тут свидетеля подкупили, там следователя, а человек может оказаться невиновным. Я уверен: лучше предполагать, что осужденные больше невиновны, чем виновны, чтобы внимательнее посмотреть их дела и как можно больше отпустить.

КСТАТИ
В настоящее время в тюрьмах и колониях России содержится около 60 тыс. женщин, что составляет более 5 процентов от числа заключенных. Всего в России 78,6 млн. женщин - 53,1 процента населения страны. На 100 тыс. населения приходится примерно 40 женщин, лишенных свободы.



автор

*Организация запрещена на территории РФ