Дар предвидения: что должен уметь современный провизор

Профессия провизора (букв. «предвидящий» от лат. provisor) существует с XV века. В те времена прежде чем получить свою должность, претендент должен был провести четыре года в учениках аптекаря и десять – как его помощник. Сегодня стать провизором можно куда быстрее, но планка требований к специалистам этого профиля по-прежнему высока, говорит успешный провизор аптечной сети «ЛекОптТорг» Софья Погудина. Провизору, который планирует карьеру в организационно-управленческой сфере, требуются знания и навыки в области фармацевтической науки, менеджмента, маркетинга, социальной психологии. Самой Софье уверенное владение этими компетенциями позволило получить звание лауреата Международного конкурса Successful Ladies Awards 2023 и право войти в состав жюри премии «Время инноваций», а также оптимизировать работу одной из крупнейших в Санкт-Петербурге аптечных сетей. Мы расспросили Софью Погудину о ее карьерном пути, чтобы понять, каким должен быть современный провизор.
Глубокие профессиональные знания
В первую очередь провизору необходимы исчерпывающие знания в области фармакологии – он должен разбираться в свойствах лекарственных средств, понимать механизмы их воздействия и влияния на организм. Как человек, погруженный в фармацевтическую науку с первых курсов медицинского университета, Софья Погудина в совершенстве владеет этим предметом.
Еще будучи студенткой, Софья занималась исследованиями: изучала химические свойства лекарственных растений, собирала и анализировала статистические данные по использованию различных препаратов в поликлиниках. Регулярно участвовала в конференциях, и весьма успешно: несколько работ будущего провизора, например, «Анализ компетенции фармацевтических работников при отпуске нестероидных противовоспалительных препаратов пациентам пожилого возраста с воспалительными заболеваниями суставов», были отмечены профессиональным научным сообществом как выдающиеся и получили дипломы как лучшие исследования. Публикации Софьи в солидных научных рецензируемых журналах обеспечили доступ к этим знаниям для широкого круга исследователей и практикующих специалистов. Результаты исследований Софьи Погудиной вдохновили ученых на новые направления исследований в области фармацевтической практики и обосновали необходимость дальнейшего изучения влияния различных факторов на эффективность работы фармацевтов. Научная пытливость помогла Софье стать провизором, знающим все об эффективном и безопасном применении лекарств.
«Помимо принципов действия лекарственных средств, показаний и противопоказаний, побочных эффектов и лекарственных взаимодействий, специалистам моего профиля также необходимо уметь на практике применять принципы персонализированной медицины с учетом особенностей пациента», – добавляет Софья.
Заметим, что, хотя основная деятельность провизора связана с лекарственными средствами, он также должен владеть базовыми навыками оказания первой помощи. В отличие от фармацевта, провизор – специалист с высшим фармацевтическим образованием и по уровню квалификации приравнивается к врачу.
В профессиональной практике Софьи Погудиной такое случалось не раз – люди в неотложных ситуациях нередко обращаются в аптеки, и провизорам нужно уметь помочь при анафилактическом шоке, обмороке, сердечном приступе, интоксикации и многих других состояниях. Один такой случай Софья выделяет особенно – как-то ей пришлось помогать девочке с приступом эпилепсии.
Клиентоориентированность
Провизор в первую очередь консультант и лишь затем продавец. Его главная задача – помочь клиенту найти оптимальное решение проблемы. Успехи в науке позволили Софье Погудиной стать клиническим фармацевтом и разрабатывать новые лекарства, но природная коммуникабельность привела ее в аптеку. Наука от этого, наверное, проиграла, но покупатели точно нет: индивидуальные консультации, которые дает провизор Софья Погудина, помогают им извлечь из посещения аптеки максимальную пользу.
Хороший провизор не только отвечает на вопросы, но и обучает клиентов: объясняет им правила приема лекарств, предупреждает о возможных побочных эффектах, говорит Софья. Не менее важна форма, в которой подается информация – покупатель всегда возвращается в ту аптеку, где его ждет эмпатичный, внимательный, корректный специалист.
Провизор также должен профессионально владеть психологическими инструментами коммуникации, направленными на установление доверительных отношений с собеседником. Благодаря умению Софьи Погудиной найти общий язык с любым покупателем и быть ему полезной аптеки, в которых она работает, быстро получают приток лояльных клиентов.
Командный дух
Провизор высокого уровня – всегда командный игрок. Чтобы обеспечить покупателям комплексную помощь, он должен уметь действовать в связке с другими специалистами в области здравоохранения. Сегодня Софья работает провизором крупной петербургской аптечной сети «ЛекОптТорг» и регулярно консультирует других фармацевтов о новинках рынка, изменениях в отпуске лекарственных препаратов, изменениях в законодательстве. Осведомленность сотрудников крупной аптечной сети позитивно отражается на российской фармацевтической сфере в целом.
«Это помогает всей нашей команде оставаться в курсе событий и оказывать квалифицированную помощь людям», – говорит Софья.
Нередко Софью приглашают в другие аптечные пункты сети, где она как один из лидеров компании внедряет свои методики, помогающие улучшить финансовые показатели, и обучает новичков приемам эффективного консультирования.
Постоянное развитие
Работа в такой динамичной и технологичной сфере, как фармацевтика, требует от провизора постоянного профессионального развития. Софья Погудина следит за последними научными разработками, регулярно посещает семинары, участвует в отраслевых конференциях и изучает новые подходы в фармации.
Сегодня Софья – член Национальной фармацевтической палаты и Санкт-Петербургской профессиональной ассоциации фармацевтических работников.
«Миссия этих организаций, куда принимаются только провизоры и фармацевты, – создание условий для профессионального развития и возрождение заслуживающей доверия профессии фармацевтического работника», – объясняет Софья.
Говоря о будущем, Софья Погудина упоминает несколько возможных сценариев дальнейшего развития своей карьеры. Учитывая прорыв в технологиях, который коснулся и фармацевтики, она хотела бы усилить свои профессиональные компетенции за счет более глубокого изучения IT-инструментов для ведения аптечного бизнеса. В планах также просветительская деятельность, ведение собственного блога. Наконец, Софья планирует получить международный сертификат – знакомство с глобальной фармацевтической практикой будет безусловным плюсом в работе.
Чтобы стать успешным, провизору необходимо соответствовать множеству строгих критериев. В то же время у современного провизора, как показывает случай Софьи Погудиной, немало возможностей укрепить свою профессиональную экспертность, открыть новые карьерные перспективы и стать не просто сотрудником аптеки, а экспертом, который вносит свой вклад в здоровье и благополучие каждого клиента.
Василий Черный