Правда и мифы о подземном городе в Раменках

Кружками отмечены строительные шахты подземного бункера и линии Д6, 1991 год. Фото: Wikimedia / Military forces in transition
Кружками отмечены строительные шахты подземного бункера и линии Д6, 1991 год. Фото: Wikimedia / Military forces in transition
Во времена Советского Союза информация о существовании на территории столицы огромного подземного убежища – города-бункера «Раменки-43» – была полностью засекречена

Улицы Москвы скрывают много тайн, но загадки подземелий столицы интригуют еще больше. В одном из самых престижных районов, плотно застроенном элитным жильем, прямо напротив здания МГУ на протяжении десятилетий располагается огромный пустырь. В наши дни площадь в 50 га занимает московский “чайна-таун”. Гаражный кооператив, прозванный местными жителями "Шанхай", с высоты птичьего полета выглядит странным белым пятном среди современных высоток.

Только недавно правительство Москвы, по слухам, приняло решение о создании на этой территории некоей “технологической долины”. Но, как и прежде, никто не спешит строиться в столь загадочном месте. Быть может, потому, что под землей раскинулся огромный город, скрытый от посторонних глаз?

Гиблое место

Александр Афанасьев. Торжество при закладке храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Иллюстрация из дореволюционной книги. Фото: Wikimedia
Александр Афанасьев. Торжество при закладке храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Иллюстрация из дореволюционной книги. Фото: Wikimedia

Неудачи в районе нынешнего Ломоносовского проспекта преследуют архитекторов давно. Именно здесь, в честь спасения от французов в войне 1812 года, по первоначальному замыслу планировалось разместить храм Христа Спасителя. Строительство пришлось свернуть – грунт оседал, постройки и люди проваливались под землю.

К середине прошлого века Раменки по-прежнему «украшали» овраги, болотца и мелкие речушки. Тогда, по слухам, и началось строительство подземного города, получившего название “Раменки-43”. Ямы и ухабы засыпали огромным количеством грунта, взятого со строительства города, о чем напоминает сохранившийся бетонный мини-завод чуть южнее Главного корпуса МГУ.

Бункер Министерства обороны “Раменки-43” вписывается в квадрат, ограниченный c юга проспектом Вернадского, с востока Университетским проспектом, c севера улицей Светланова, а с запада – парком 50-летия Октября.

Во времена Советского Союза информация о существовании на территории столицы огромного подземного убежища была полностью засекречена. И только с приходом перестройки среди местного населения начали циркулировать слухи, докатившиеся даже до американского журнала Time. Зарубежные журналисты первыми опубликовали статью о загадочных московских Раменках. Ссылаясь на сотрудника КГБ, пожелавшего сохранить инкогнито, автор материала рассказал о ходе строительства секретного комплекса на юго-западе столицы.

Уплыть от радиации

Герметичная дверь, ведущая в Метро Д-6 (оно же Метро-2). Фото: Wikimewia
Герметичная дверь, ведущая в Метро Д-6 (оно же Метро-2). Фото: Wikimewia

По словам собеседника журналиста Time, бункер и наземный комплекс соорудили в начале 70-х. Автором проекта, возведенного силами “Главспецстроя”, был бывший председатель Госкомитета по архитектуре РФ Евгений Розанов.

Рассчитанный на одновременное пребывание 17 000 человек подземный бункер оснащен автономной электростанцией, огромными запасами пищи и воды, сложными системами кондиционирования воздуха и переработки отходов. Обитателям города, расположенного на глубине 300 метров, пригодится и свой узел радиосвязи, и тренажерные залы, и даже небольшой бассейн!

По мнению теоретиков ядерного взрыва, все вышеперечисленное позволит “отсидеться” в период самой острой фазы радиоактивного загрязнения, а позднее с помощью спецсредств выбраться на поверхность.

Как пройти к Метро-2?

Так же, как у «гражданской» Москвы есть привычный нам метрополитен, у подземного города есть система сообщения, известная как “Метро-2”. Видимо, его основными пассажирами станут обитатели секретного убежища в случае атомной войны.

Одна из веток засекреченного метро начинает свой путь от Кремля, проходит через объекты Минобороны на Арбате, беря курс на государственные дачи на Воробьевых горах, МГУ и расположенный поблизости подземный город. По слухам, далее ветка уходит на юго-запад к зданиям НИБО “Наука” и Академию ФСБ с пунктом назначения в правительственном аэропорту Внуково-2. Таким образом, предусматриваются все из возможных способов эвакуации властных структур России в случае ядерного конфликта.

Тоннели секретного метро тянутся до платформы станции “Матвеевское” Киевского направления Московской железной дороги. Именно здесь расположено СМУ “Трансинжстроя”, по слухам, обслуживающего и строящего особый метрополитен. Поблизости расположена и станция “Раменки-2”, обслуживающая не только наземную, но и, как уверяют, подземную столицу России.

Спутник в никуда

По слухам, попасть в подземный город, также, как и в Метро-2, можно из подвала под Главным корпусом МГУ. В Раменках до сих пор расположена загадочная постройка, использовавшаяся при возведении правительственного бункера.

"Бетонный завод" не работает, но все еще усиленно охраняется! По слухам, расположенное вдалеке от автомобильных и железнодорожных магистралей неприметное строение служит одновременно вентиляционной шахтой и лифтом для спуска в подземелье, замаскированным под подъемник. Внешне выглядящий неприметно, испачканный в бетоне и покосившийся, дом похож на игрушечный феодальный замок c новенькой колючей проволокой.

Технические сооружения Метро-2 в Раменках. Раньше на этом месте была стройплощадка «Трансинжстроя», как считают, строившего тоннель и бункер-город в Раменках. Фото: Wikimedia
Технические сооружения Метро-2 в Раменках. Раньше на этом месте была стройплощадка «Трансинжстроя», как считают, строившего тоннель и бункер-город в Раменках. Фото: Wikimedia

Найти “заводик” не сложно. Если вы хотите попасть на объект со стороны Ломоносовского проспекта, - найдете его за новым зданием библиотеки МГУ. Со стороны проспекта Вернадского сориентироваться помогут три высотки НИБО “Наука”, где, по слухам, также есть вход в Метро-2.

Именно сюда приезжали на работу строители подземного комплекса. Очевидцы с удивлением наблюдали, как к “заводику” подъезжали бесчисленные автобусы с людьми, которые толпами исчезали в недрах маленькой постройки.

Скептики сомневаются, что сегодня случае ядерного конфликта наличие у Москвы подземного “спутника” поможет спастись. Подземные коммуникации за 30 лет скорее всего пришли в запустение, а все системы безнадежно устарели.






Какие реальные истории стоят за популярными легендами московского метро
Где находятся входы в Метро-2 и куда на самом деле ведут его ветки