ЕГЭ хотят заменить тестами на IQ

В Министерстве образования и науки РФ уже не знают, что придумать

В Министерстве образования и науки РФ уже не знают, что придумать, чтобы хоть как-то облагородить ЕГЭ. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Михаил СЕРДЮК заявил, что Единый государственный экзамен не должен оставаться единственной системой контроля знаний учащихся - школьников надо проверять еще и на IQ.


- Одаренность российских детей, вне зависимости от географии проживания, семейного дохода или социального статуса родителей, не вызывает сомнений. Однако для полноценного раскрытия и дальнейшего развития врожденных способностей необходим системный оценочный подход. Кроме того, в отличие от стандартных проверочных заданий, которые до сих пор остаются единственным, но давно потерявшим объективность мерилом успеваемости учеников, существует потребность в дифференцированных тестах, направленных на всесторонний анализ их возможностей, - заявил чиновник, выражаясь таким казуистским языком, что депутата самого впору проверить на ЕГЭ, IQ  и прочие тесты. Причем, вне всяких сомнений в его одаренности.
Итак, с чего это «слуги народа» заговорили о ЕГЭ? А с того, что современный Единый госэкзамен действительно успел превратиться в систему, которая к реальному оцениванию компетенций учащегося по определенному предмету школьной программы не имеет никакого отношения. ЕГЭ нацелен на унифицированную оценку возможности поступление школьника в вуз. А если точнее, то даже не на оценку, а на возможность такую оценку подогнать под требуемый порог. Другими словами, ЕГЭ стал неравноценной заменой вступительным экзаменам и не стал никакой заменой экзаменам выпускным (школьным). И только представители Минобрнауки готовы доказывать, что ЕГЭ реально проверяет комплекс полученных в школе учащимися знаний, умений и навыков, и что ЕГЭ устроен так, что он мотивирует учащихся к глубокому изучению учебных дисциплин. И только в Минобрнауки готовы доказывать недоказуемый тезис о том, что в рамках школьной программы можно подготовиться к тому же единому госэкзамену так, чтобы набрать на нем максимальное число баллов.






Для проверки глубины знаний современных школьников все технические средства хороши (Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)

Для проверки глубины знаний современных школьников все технические средства хороши (Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)

Для всех остальных давно перестал был секретом тот факт, что за ЕГЭ министерство эффективного менеджера Дмитрия Ливанова держится только потому, что с помощью озвучивания результатов этого «экзамена» можно отчитываться о «прогрессе» в системе российского образования. Каждый год показатели при сдаче растут, а вот преподаватели вузов в недоумении поглядывают на эти цифры и на абитуриентов и не понимают, за счет кого же «показатели» выросли, и в каком регионе остались те «вундеркинды», которые внесли в отчетность Минобру новые бонусы…
На этом фоне представители законодательной власти страны предлагают пройтись еще и по уровню IQ российских школьников. Мол, большой показатель IQ – надо брать в вуз, надо давать дорогу. Ну, а уж коль маленький – пусть семья разбирается, куда пристроить чадо с наличествующим показателем у него коэффициентом интеллекта.






Дмитрий ЛИВАНОВ. Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА/«Комсомольская правда»

Дмитрий ЛИВАНОВ. Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА/«Комсомольская правда»

Откровенно говоря, не совсем понятно, с чего вдруг появилась именно такая инициатива в плане контроля пресловутых компетенций? Ведь даже авторы тестов на IQ говорят о том, что такие тесты больше подходят для выявление уровня одаренности детей, который может быть и вовсе никак не связан с тем, что эти дети проходят в рамках школьной программы. Мало того, ученые, изучавшие показатели IQ отдельных людей, вывели целую формулу, которая разъясняет, что коэффициент одаренности зависит во многом от врожденных параметров - от наследственности. Кроме того, на показатель IQ влияет окружающая среда и уровень питания, и у детей из обеспеченных и состоявшихся семей изначально больше шансов показать более высокие результаты, нежели у детей из социально незащищенных слоев. И это притом, что высокий IQ вовсе не гарантирует того, что человек, им обладающий, сможет (или захочет) себя реализовать в той или иной отрасли – инженерии, производственной деятельности и т.д. Итак, если допустить, что Минобрнауки депутатскую инициативу вдруг поддержит, то не совсем понятно и то, как проверка уровня интеллектуальности человека будет сопоставляться с теми знаниями, которые он получил в процессе обучения в школе?
Кстати, в мировой практике есть множество примеров, когда показатели IQ выдающихся ученых, разработчиков веб-приложений, создателей новых лекарств, известных спортсменов или актеров оказывался даже ниже показателей IQ обычного девятиклассника вполне обычной школы. Показатель IQ великого боксера Мухаммеда Али равнялся 78, а актер Брюс Уиллис обладает IQ около 100. Если бы в дело подключились специалисты нашего депутатского корпуса, то у этих личностей не было бы никаких шансов на пути самореализации.



автор