Лифт на небеса
- Это чудо, что трагедии, как в «Алых парусах», не случаются чаще, - поражаются специалисты
Люди по всей стране обсуждают жуткое происшествие в столичной элитке на улице Авиационной. В лифте, рухнувшем с высоты седьмого этажа, погибла 36-летняя москвичка Ирина ВОЛОДИНА. Без мамы остались две маленькие девочки.
Эта трагедия - из разряда детских кошмаров: ты входишь в лифт, и вдруг у него вываливается дно (обрывается трос, он летит в пропасть или навечно зависает между этажами в кромешной тьме) - у каждого свои страхи. Если до сих пор их не было, теперь появятся. У многих. Потому как ясно: самый массовый вид «транспорта» отнюдь не безопасен и может легко превратиться в смертельную ловушку. Вереница ужасных происшествий (в их числе - недавняя гибель десятимесячного малыша в коляске, зажатой дверями в доме на улице Островитянова в Москве) тому подтверждение.
Что случилось в «Алых парусах», эксперты разбираются. Механик, последним обслуживавший подъемник в многоэтажке на Авиационной, задержан. Его коллеги обреченно вздыхают: нашли, как всегда, «стрелочника» - и объясняют, что в лифтовом хозяйстве сегодня не так.
Лифт в элитном доме в Москве, упавший с седьмого этажа, превратился в груду обломков |
- Когда я услышал, что в лифте под тяжестью керамической плитки выпал пол, сразу сказал, что это бред, - рассуждает Владимир. - Массивные металлические швеллеры, которые устанавливаются по периметру кабины, соединены между собой болтами немаленьких размеров. Я ни разу не слышал, чтобы эти болты расходились. И такое механик не может не заметить: пол начнет «гулять».
Еще сообщали, будто оборвался трос. Исключено. В жилых домах на пассажирских лифтах три троса, на грузовых - четыре. Теоретически для движения лифта хватает одного. К тому же он рвется не сразу. Сначала ломаются или растягиваются пряди, из которых он состоит. Обычно на этом этапе все и обнаруживается. Потому что, когда длина пряди увеличивается, кабина ударяет по полу приямка. Это всегда слышно. Тросы тут же меняют. Причем все сразу.
А вот версия с упавшим на лифт противовесом мне кажется правдоподобной. Упасть мог не сам противовес, а установленный на нем груз - бетонные или металлические блоки по 30 или 50 килограммов каждый. Если они не закреплены, кабина на скорости садится на ловители, и противовес по инерции едет вверх. Он может сделать резкий скачок, и тогда есть риск, что груз упадет на кабину. Был случай, когда кабину засыпало при сдаче дома в эксплуатацию. Пострадали то ли прораб, то ли инспектор, но не жильцы.
Кстати, три года назад в «Otis» упал лифт с пятого этажа. Тоже в элитном доме. Выяснилось, что на пол кабины положили мрамор, перегрузив ее. А при установке лифта монтажники на противовес не накинули дополнительный груз. Когда зашли пассажиры, лифт соскользнул в приямок. Тогда это дело замяли, потому что обошлось без жертв.
Сидеть в застрявшем лифте многим приходится часами - в «Карнавальной ночи» томление товарища Огурцова скрашивала секретарша с сосиской |
Экономили на запчастях
- Все эти неисправности возможны, если лифт не проходил полноценное техобслуживание, - продолжает Волков. - Вообще это чудо, что трагедии, как в «Алых парусах», не случаются чаще. Потому что лифты толком никто не обслуживает. В советское время, да и позже, в 90-е годы, за одним механиком было закреплено не более 30 кабин. Соответственно, все они проходили ежемесячное ТО. Еще было ежегодное ТО, на котором обязательно присутствовал инспектор из Ростехнадзора. Без его разрешения эксплуатацию лифта запрещали. А нынче лифтовое хозяйство объявили «неопасным» объектом и вывели из-под контроля Ростехнадзора.
Раньше перед проверкой лифт на несколько дней останавливали и вылизывали от и до. Чтоб в шахте не осталось никакой грязи, направляющие, по которым ездит лифт, промывали чуть ли не керосином. Но потом решили, что останавливать лифт - роскошь, и отказались от этого.
Постоянно были проблемы с запчастями - когда я работал, нам говорили: бэушное что-нибудь ищите. Экономили.
А какая, вы думаете, зарплата у механика? Если вкалывал, как черт, без выходных, набегало тысяч 70 - 80 (при обычной зарплате в 35 - 40). Но тогда замдиректора говорил, что это много - был лимит по зарплатам. Чтобы не платить, придумывали, за что можно наказать.
Деньги урезали до каких-то пределов, а «лишнее» делили между всеми. Недовольным говорили: «Не нравится - уходите». Разрешали брать мигрантов. Причем без специальности. Их обучали простейшим навыкам, а на серьезные случаи приезжал кто-то более квалифицированный. Потому что иначе не выкрутиться: за одним механиком бывает закреплено до 70 - 100 лифтов! Где уж тут докапываться до причины поломки. Лифт поехал, и слава богу.
Как-то случилась неприятная ситуация - загорелся мусор в приямке. А его там горы, потому что убирается он теперь не раз в месяц, а раз в год. В этот завал кто-то кинул сигарету - полыхнуло так, что дым поднялся до десятого этажа. Естественно, я вызвал пожарных. Так прораб мне сказал: зачем? Надо было позвонить в квартиру, взять ведро воды и вылить в шахту. Не поднимать панику.
Самые дешёвые квартиры в «Алых парусах» стоят не меньше 30 миллионов рублей. А проблемы с лифтами, говорят, возникают здесь регулярно. Фото Александра РОГОЗЫ/«Комсомольская правда» |
Когда нужно звонить в диспетчерскую
* При движении кабины слышны сильные скрипы и скрежет. В идеале не должно быть никаких посторонних звуков.
* Если кабина останавливается на три и больше сантиметров выше или ниже этажа, а двери плотно не закрываются.
* Если лифт сильно раскачивается. Зайдя в кабину, можно пошатать ее ногами. Допустимое отклонение - сантиметр вправо-влево, но никак не пять - десять, как бывает, когда искривились направляющие.
Гибель Ирины ВОЛОДИНОЙ (крайняя справа) потрясла всю страну. На фото: с отцом - диктором и телеведущим Евгением КОЧЕРГИНЫМ, мамой и дочкой. Фото: |
Пока одни искренне сочувствовали семье погибшей в лифте женщины, другие припомнили ей борьбу с управляющей компанией - Ирина Володина была членом инициативной группы жильцов «Алых парусов». Одной из целей активистов было ужесточение входа посторонних на «элитную» территорию. Перечень задач приводится в протоколе встречи инициативной группы с «ДС Эксплуатация» в 2014 году. В числе прочих забот: ремонт и установка цифровых видеокамер, введение сканирования данных и автоматический учет посетителей, усиление контроля за проходом на территорию рабочих, выделение для прохода «черни» отдельного КПП № 2 и т.д.
«Если бы они не тратили столько усилий и денег на «социальную безопасность» и борьбу с «высокой проходимостью обслуживающего персонала», то больше ресурсов оставалось на ремонт лифтов, и, возможно, погибшая была бы жива», - пишут люди в блогах.
А что думаете об этой ситуации вы, дорогие читатели? Присылайте свои соображения на наш сайт eg.ru.
*Организация запрещена на территории РФ