Валентин Серов: Я не развращаем!

Великий русский художник никогда в жизни не ел хлеба

Великий русский художник никогда в жизни не ел хлеба

Выставка Валентина СЕРОВА в Третьяковской галерее стала самой посещаемой в истории СССР и России. 250 картинами мастера портрета полюбовались около 450 тысяч человек. Ничего подобного не видели на прошлогодней выставке в Санкт-Петербурге, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника. О феномене Серова и малоизвестных фактах его биографии мы беседуем с кандидатом искусствоведения Евгением ГОРЧАКОВЫМ.

«Автопортрет» В. А. СЕРОВА (1880)

- Евгений Вадимович, чем вы можете объяснить невероятный ажиотаж вокруг нынешней выставки?- У меня нет рационального ответа на ваш вопрос. Вряд ли большинство посетителей знали и учитывали слова поэта Валерия Брюсова: «Со смертью В. А. Серова перестал жить, быть может, величайший русский художник наших дней». Видимо, если нет хлеба, хотелось хотя бы зрелищ. Кстати, художник вообще хлеба не ел. Чем буквально привел в ступор своего первого учителя живописи Илью Репина. Когда в 1903-м Серов чуть не умер от прободения язвы желудка, часть корифеев тогдашней медицины связывала болезнь живописца с этой особенностью его рациона.- Наверное, Серов хорошо зарабатывал и вместо хлеба насущного ел балычок и расстегаи с вязигой?- Отнюдь. Он действительно был модным художником, его покровители, семья фабрикантов Мамонтовых, обеспечивала его заказами, но в деньгах Валентин Александрович не купался. Когда он писал портрет фабриканта Алексея Абрикосова, тот регулярно прерывал сеанс позирования и уходил обедать. Художника же оставлял за мольбертом. Серов написал Абрикосову письмо: «Советую вам поступать так, как принято в «хороших домах». Во время обеда некоторые господа сажают художника к себе за стол, а некоторые, которые попроще, отсылают его на кухню к прислуге, а голодного не отпускают».

Для хрестоматийной «Девочки с персиками» художнику позировала Веруша МАМОНТОВА (1887)

- Что делать, отцу шестерых детей приходилось думать о пропитании.- Серов боролся за каждую копейку. Жена Льва Толстого, Софья Андреевна, вспоминала, как он просил дать ему за портрет 800 рублей вместо оговоренных заранее 600. Это показалось ей «странным и неделикатным». Больше Толстые с ним не общались. К слову, работой живописца Софья Андреевна осталась недовольна. В книге «Моя жизнь» она пишет, что Серов придал ей, живой и бодрой, какую-то разваливающуюся позу, чем испортил портрет.- Другие заказчики были более снисходительны?- Как бы не так. В 1900 году готовый портрет Николая II пришла смотреть царица. Государыня принялась указывать художнику, где подправить овал лица, где выразительнее сделать изгиб бровей. Серов побагровел: «Так вы, Ваше Величество, лучше сами уж и пишите, коль так хорошо умеете рисовать». Александра Федоровна вспылила, топнула ногой и удалилась.

В 1889 году Ольга Фёдоровна ТРУБНИКОВА стала женой и любовью всей жизни СЕРОВА (картина «Летом», 1895)

- Больше никто не пытался «улучшить» картины Серова?- Однажды художник, не закончив портрет Софьи Драгомировой, уехал. Перед тем как сдать полотно заказчице, Илья Репин нанес пару мазков на костюм и аксессуары дочери прославленного генерала. Лица он не коснулся. Узнав о самоуправстве великого живописца, Серов написал Репину чрезвычайно резкое письмо. Это поссорило их на долгие годы.- Вельможные клиенты наверняка платили не скупясь?- Если бы. Серову даже пришлось писать письмо начальнику канцелярии Его Величества, в котором он оправдывался, что назначил за портрет царя слишком высокую цену. Валентин Александрович объяснял, что хотел получить не меньше, чем придворные живописцы из Европы.Валентин Александрович не боялся идти наперекор властям. В 1892 году новый генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович принялся «зачищать» город от евреев-ремесленников. Под горячую руку попал и Исаак Левитан. Художнику пришлось покинуть город. Лишь заступничество влиятельных друзей помогло ему вернуться. Именно в это время Серов пошел против «тренда» и написал портрет Левитана.

Самая скандальная картина - «Портрет Иды РУБИНШТЕЙН» была приобретена для Музея царя Николая II (1910)

Тут весь выдохся

- В 90-х годах Серова как портретиста рвали на части. А критики к нему благоволили?- На выставке, где в числе прочих демонстрировалась и одна из лучших картин Серова «Девушка, освещенная солнцем», член-учредитель «Товарищества передвижников» Илларион Прянишников громогласно заявил: «Это не живопись! Это какой-то сифилис!» Сам же Серов считал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло. Тут весь выдохся». Кстати, меценат Павел Третьяков купил эту картину по цене этюда - всего за 300 целковых.Разнесли в пух и прах также портрет Федора Шаляпина, портрет Иды Рубинштейн вообще вызвал скандал.

«Девушку, освещённую солнцем», для которой позировала его двоюродная сестра Маша СИМАНОВИЧ, Валентин Александрович ценил выше всех своих работ (1888)

- Для Серова, знаю, на первом месте в жизни всегда стояло творчество.- В письме жене он признавался: «Я жестокий, негодяй, который, кроме своей живописи, ничего знать не желает». Может, поэтому так долго, чуть ли не десять лет, и не женился на Ольге Федоровне. Вел с ней переписку, но оставался на расстоянии. Свадьба у них тоже получилась странной. Жених опоздал к венцу на полчаса, вместо застолья минут 20 попили чайку в меблированных комнатах да разошлись. При этом Серов жену искренне любил и оставался ей верен до конца дней.- Похоже, Серов - счастливое исключение в этой среде. Все ж таки богема, натурщицы, вольные нравы конца XIX - начала XX века...- Репин считал Валентина Александровича «органически целомудренным». Илья Ефимович вспоминал, как однажды во время застолья в присутствии юного Серова некий профессор принялся травить скабрезные анекдоты. Репин воскликнул: «Господа! Да вы его развращаете!» На что Серов твердо и громко изрек: «Я не развращаем!»

Царица пыталась исправить портрет НИКОЛАЯ II (1910)

- Неужели у этого приятного мужчины и прославленного живописца не было поклонниц, мимолетных интрижек?- Больше всего соблазнов окружало молодого Серова в усадьбе Мамонтовых «Абрамцево». Его прямо-таки преследовали смешливые племянницы хозяина, особенно Машенька Ярунчикова. Но Валентин напускал на себя шутливую суровость и остался непреклонен. При этом в глубине души навсегда сохранилось первое мимолетное увлечение - златовласой девочкой по имени Ева на даче композитора Вагнера на Люцернском озере в Швейцарии. Был, впрочем, Валентин тогда совсем ребенком.В конце разговора на эту личную тему можно припомнить, какой шок испытал юный Серов, когда в коммуне его родни в селе Никольское он увидел совместное купание голых мужчин и женщин. Там ему поручили воспитывать крестьянскую девочку. Так он не мог на нее смотреть без дрожи - не принял девиз коммуны «Долой предрассудки!».- А на Западе Серова знают?- Мало. Все лучшие его работы хранятся в русских музеях. И вообще за границей наша живопись, в отличие от классической музыки и литературы, котируется невысоко. За исключением авангарда XX века. Так что Серов - как раз тот случай, когда он пророк в своем Отечестве.

Хронология русской живописи

Нажмите для увеличения

*Длина цветной полоски соответствует годам жизни художника