Петербургские музейщики год стояли в очереди за картинами
Петербургские музейщики год стояли в очереди за картинами
В Россию привезли 35 полотен самобытной мексиканской художницы первой половины ХХ века Фриды КАЛО, а также ее фотографии и костюмы. Их можно увидеть в петербургском Музее Фаберже. Это первая в России выставка такого масштаба, так что ажиотаж вокруг нее обеспечен.
Художественные галереи всего мира бьются за право показать у себя картины Фриды Кало. Буквально стоят за ними в очереди. А когда дождутся, обязаны соблюсти массу условий. - Выставка технически оказалась очень сложной, потому что в 1984 году творчество Фриды Кало было объявлено национальным достоянием Мексики, - поясняет директор Музея Фаберже Владимир Воронченко. - Основная часть картин находится в «Фонде Фриды Кало и Диего Риверы», и все эти произведения не имеют права не только покидать Мексику, но и даже перемещаться в пределах Мехико. Мы собрали то, что разрешено вывозить. Перевозить одним видом транспорта можно лишь по десять произведений в сопровождении специалиста. Так что организаторам петербургской выставки, ждавшим своей очереди год, пришлось фрахтовать четыре самолета.
Как ни цинично звучит, но увечья «помогали» принимать соблазнительные позы |
- Две катастрофы, - говорила КАЛО об аварии, сломавшей ей жизнь, и встрече с Диего РИВЕРОЙ |
Превозмогая боль
В шесть лет маленькую Фриду настигает полиомиелит. Болезнь удается побороть, но одна нога девочки навсегда останется тоньше и короче другой. Она уже тогда проявит свой характер: я не должна быть хуже других! Бокс, футбол и плавание станут ее увлечениями, гонять с мальчишками во дворе и лазить по деревьям - любимым отдыхом, а хорошая учеба - главной целью. В 15 Фрида поступает в одну из лучших школ Мексики, решив посвятить себя медицине. Но через три года случится событие, которое определит ее дальнейшую судьбу. Трамвай врежется в автобус - старенький, с деревянными стенами, и ехавшую в нем девушку буквально нанижет на поручень. Перелом позвоночника в трех местах. Перелом двух ребер. 11 переломов правой ноги, вывих и раздробление стопы. Врачи не давали ей ни единого шанса. Но Фрида выжила и привычно принялась доказывать: я не хуже других! А еще она начинает много рисовать - раньше это для нее было необременительным хобби, теперь становится единственным делом, на которое она способна. Ее первый «холст» - гипс, в который заковано израненное тело. Потом отец соорудит ей специальный мольберт. Центральным лицом большинства картин станет сама Фрида. - Я являюсь той темой, которую знаю лучше всего, - объяснит она позже.
«Всего несколько царапин!», 1935 г. |
Всего несколько царапин
Если кто-то решил, что Фрида осталась навсегда прикованной к койке, несчастной и одинокой, вы ошибаетесь. Во-первых, со временем она, пусть и с трудом, сможет ходить. Увечья будет скрывать под длинными пышными юбками с национальным орнаментом - не только патриотично, но и весьма женственно. Общительность, чувство юмора, непоказная веселость, обаяние и страсть - этого достаточно, чтобы нравиться многим. Плюс бесконечные вечеринки с льющимся рекой алкоголем, сигареты, а то и что поядреней. Сеньорита Кало умудряется женить на себе Диего Риверу - художника-монументалиста, некрасивого, но чрезвычайно харизматичного, безбашенного любимца женщин и баловня судьбы, старше ее на 20 лет.
«Автопортрет со Сталиным», 1954 г. |
Лев ТРОЦКИЙ (второй слева) сполна воспользовался мексиканским гостеприимством. Крайняя справа - его жена Наталья СЕДОВА |
В постели с врагом
Супругов объединяли не только искусство и болезненная страсть друг к другу. Оба были ярыми сторонниками коммунизма. Ривера одно время даже возглавлял Компартию Мексики. Позже его пригласили поработать в США, и Фрида отправилась с ним. Несколько лет, проведенных там, лишь укрепили в обоих коммунистические убеждения, а также любовь к Родине. В работах Риверы и Кало все больше национального колорита, а народный костюм она уже ни на какую другую одежду не променяет до конца жизни. В 1937 супруги принимают у себя в доме Льва Троцкого с женой, которые были высланы из Советской России. Фрида не упускает случая завести с политиком недолгий роман. После его убийства появятся слухи о ее причастности к преступлению, однако так слухами и останутся. Кончину «вождя народов» художница воспринимает как личное горе и пишет «Автопортрет со Сталиным». - В жизни мне нужны только три вещи: жить с Диего, писать и принадлежать к коммунистической партии, - признается Фрида.
Творчество стало для женщины спасением |
С радостью жду ухода
Известность Фрида Кало получает в 1940-х. Пока здоровье позволяет ей ездить на собственные выставки, она делает это. Но позже у нее развивается гангрена, и часть правой ноги ампутируют. В 1953 году художница уже не в состоянии встать с постели. Тогда Диего организует носилки и просит поставить кровать в центре музейного зала, чтобы его жена могла открыть свою первую персональную выставку. Спустя год она умрет от воспаления легких. Через неделю после своего 47-го дня рождения. - С радостью жду ухода. И надеюсь никогда больше не вернуться, - признается Фрида незадолго до того, как ее сердце остановится. Массовый интерес к ее творениям пропадет довольно скоро. Всплеск внимания произойдет в 2002-м, когда на экраны выйдет «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Имя художницы и фрагменты ее работ станут использовать в коллекциях одежды, названиях и оформлении текилы и пива, а портрет Фриды поместят на денежную купюру.
500 мексиканских песо - это около двух тысяч рублей |
Жизнь после смертиКартины Кало есть в парижском Лувре, галереях Нью-Йорка и Вашингтона, частных собраниях. Правда, с последними нередко возникает конфуз. То и дело появляются сообщения, что в руках ценителей живописи оказались подделки. - После смерти Фрида пишет больше картин, чем при жизни, - комментирует очередную новость о фальшивке директор «Фонда Фриды Кало и Диего Риверы» Карлос Филипс.
«Больница Генри Форда», 1932 г. Картина написана после первого выкидыша |
СПРАВКА* Выставка в Санкт-Петербурге продлится до 30 апреля. * Музей Фаберже открыт ежедневно, кроме пятницы, с 10.00 до 20.45. * Цена билета - 450 рублей. * Поскольку многие картины и фото весьма откровенны, есть возрастной ценз: 18 лет. Это не значит, что с детьми не пустят. Просто не рекомендуется.
«Мое рождение», 1932 г. |