Учёным разрешили изменять гены

Научные деятели модифицируют человеческие эмбрионы, получив законное право исправлять погрешности природы






Екатерина ПОМЕРАНЦЕВА

Екатерина ПОМЕРАНЦЕВА


Научные деятели модифицируют человеческие эмбрионы, получив законное право исправлять погрешности природы


Когда мир облетела новость о британских ученых, которым выдано разрешение на ГМО-редактирование генома человека, многие подумали: вот оно, началось. Скоро сможем «заказывать» пол будущего отпрыска, его облик и врожденные таланты. А там, глядишь, и до создания «людей икс» недалеко. Биологи от таких глупостей пока отмахиваются. Они уверяют: моделирование внешности для них - дело десятое. Главное - избавить потомков от наследственных болезней.


Официальное разрешение на редактирование человеческих эмбрионов получили сотрудники лондонского Института Фрэнсиса Крика. Пока корректировать гены будут в лаборатории, без подсаживания оплодотворенного эмбриона суррогатной матери. Это важный этический момент, так как еще неизвестно, как измененный ген себя поведет и не произойдет ли мутация на здоровом участке ДНК. Именно поэтому срок жизни «подопытного» зародыша ограничен двумя неделями, после чего его должны уничтожить. Тренироваться ученые будут на эмбрионах, которые получают при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО).
В чем революционность события, произошедшего в научном мире, объяснила заведующая Лабораторией генетической диагностики «Genetiсo», кандидат биологических наук Екатерина Померанцева.
- Могу порадоваться за британских коллег - у них появилась юридически подтвержденная возможность делать то, что раньше никто не делал. До сих пор речь шла об исправлении генных мутаций в соматических клетках, например в клетках сетчатки глаза или стволовых. Внесенные в них изменения не передавались по наследству. Теперь же ученые хотят выяснить, какие гены отвечают за успешное развитие эмбрионов. На ранней стадии скорректировать те, что поражены мутациями, и помочь парам, которые не могут завести ребенка.
Надеюсь, это событие повлияет на развитие генетики во всех странах. В научном мире все друг на друга смотрят, и, если кому-то что-то разрешили, остальные тоже, скорее всего, на это пойдут. Так что ждем, когда эту технологию примут на вооружение и в России.






Благодаря разработкам учёных синдром Дауна, с которым родился сын Эвелины БЛЁДАНС Сеня, как и другие генетические заболевания, останутся в прошлом. Фото Ларисы КУДРЯВЦЕВОЙ

Благодаря разработкам учёных синдром Дауна, с которым родился сын Эвелины БЛЁДАНС Сеня, как и другие генетические заболевания, останутся в прошлом. Фото Ларисы КУДРЯВЦЕВОЙ


Признак супермозга


- Позволит ли новая технология «создавать» детей в точности с заданными параметрами? Этот вопрос будоражит многих, - продолжает Екатерина Алексеевна. - Должна разочаровать: большинство признаков - тот же интеллект - очень сложные не только с точки зрения набора генов. Но даже если рассматривать только генетическую сторону - нет такого гена, который сразу повышает IQ на 50 пунктов. За это отвечают десятки генов. А проверять одновременно десятки мутаций технически сложно. К тому же нужно получить очень большое количество эмбрионов, чтобы было из чего отбирать. Но вопреки распространенному мнению лишних эмбрионов при ЭКО практически не образуется. Не у каждой семейной пары находится хотя бы один эмбрион, достойный перенесения в матку, чтобы развилась беременность.


Избирательные технологии


- Вопрос, связанный с проектированием «детей по заказу», уже возникал, когда появилась другая технология, схожая с редактированием генома, - преимплантационная диагностика (ПГД), - напоминает генетик. - Суть ее в том, чтобы полученные при помощи ЭКО гены проверять на наличие мутаций. Никакие изменения в клетки мы не вносим, но можем выявить дефектные гены и просто не использовать их для оплодотворения. Например, отсеивать клетки с хромосомными аномалиями, чтобы исключить риск рождения ребенка с синдромом Дауна.
Так вот в связи с ПДГ тоже высказывались опасения: а вдруг вместо того, чтобы отбирать здоровые эмбрионы, кто-то начнет вылавливать эмбрионы с высоким интеллектом, с определенными чертами. Но я лично никогда не слышала, чтобы кто-то из ученых заявил: «Я хочу делать «дизайнерских» детей - дайте мне разрешение!»






Кэти НИАКАН - руководитель лаборатории в Лондоне, получившей разрешение на изменение генов

Кэти НИАКАН - руководитель лаборатории в Лондоне, получившей разрешение на изменение генов


Половое безразличие


- Еще один важный аспект: рождение ребенка от представителей одного пола - кто-то уже рисует себе и такие перспективы, - говорит наш эксперт. - Сейчас таких технологий нет. Мы знаем, что гены, унаследованные от папы, ведут себя иначе, чем гены, унаследованные от мамы. А поскольку у каждого из нас по две копии хромосом, важно, чтобы одна из них обязательно была от одного родителя, а другая - от другого. Есть наследственные заболевания, когда из-за мутации две копии гена достаются от одного родителя, а от другого ничего, и это чревато проблемами. Так что разрабатывать технологию получения эмбриона от родителей одного пола - значит, заведомо обрекать ребенка на риск. Впрочем, в ближайшие 50 лет такая технология вряд ли появится.






В стране лилипутов


Родить ребенка с определенными данными - такую просьбу родители высказывают уже сегодня, когда проходят процедуру ПГД, - рассказала Екатерина Померанцева. В мировой практике известны случаи, когда люди «заказывали» вовсе не сверхспособности для будущего чада, а наоборот - патологию.
* Например, в Англии есть деревня, жители которой из-за нарушения мутации в генах всегда были очень маленькими. Но периодически у них рождался ребенок нормального роста. Так вот семья из «деревни лилипутов» обратилась к генетикам, чтобы исключить такую возможность. Дескать, в таком случае жить ребенку будет проще - в селении все рассчитано на малышей. Однако эту просьбу сочли неэтичной.






.

В фильме «Гаттака» (1997) новозеландский режиссёр и сценарист Эндрю НИККОЛА изобразил мир будущего, где общество разделено на «годных» (родители выбрали для них искусственное, наиболее удачное сочетание генов) и «негодных» (появившихся на свет естественным способом). Первые пользуются всеми благами, у вторых - нет жизненных перспектив. В 2011 году специалисты NASA признали «Гаттаку» самым достоверным с научной точки зрения фильмом

* Бывали запросы от людей с наследственной тугоухостью, которые хотели, чтобы и ребенок не слышал, - им было бы проще его воспитывать. Эти люди тоже получили отказ.
* И совсем невероятная история, когда родители ребенка с синдромом Дауна, ожидая второго малыша, попросили специалистов сделать так, чтобы тот тоже оказался «солнечным». Свое решение они объяснили тем, что у них уже был опыт воспитания дауненка, причем вполне позитивный. Этот пример говорит о том, насколько хорошо на Западе научились реабилитировать детей с особенностями и так помогать семьям, что рождение больного ребенка перестало быть для них трагедией. Но понятие медицинской нормы сохраняется во всех случаях, и такие просьбы всегда отклоняют.


Кстати
В США технологию редактирования генома планируют использовать для возрождения мамонтов - сохранившиеся гены внедрят слонам. В прошлом году британские исследователи уже использовали перспективную методику для борьбы с малярией (переносящих заразу самок комаров «переключили» в безобидных самцов) и ожирением, а также для выведения первых генетически модифицированных собак.






«Мамонты будущего» станут наполовину слонами

«Мамонты будущего» станут наполовину слонами

Только факт
Технология редактирования генов признана американским научным журналом «Science» научным прорывом 2015 года.


Прикинь!
Искусственно усовершенствовать человеческий интеллект пока считается невозможным. Однако подобные исследования идут в Пекинском институте геномики и частично финансируются государством.



автор