Карты правду говорят

Самой популярной в СССР была колода с изображением великих князей и княгинь

Самой популярной в СССР была колода с изображением великих князей и княгинь


Почти всем, жившим при советской власти, прекрасно знакомы эти рисунки. Будучи маленьким ребенком, которому еще не покорились правила игры в «дурака» и преферанс, я, помнится, разглядывала их и представляла, что все эти дамы, короли и валеты - принцессы и принцы из сказки. Оказывается, почти так и есть.






Император НИКОЛАЙ II

Император НИКОЛАЙ II

В феврале 1903 года император Николай II и императрица Александра Федоровна давали в Зимнем дворце бал. Посвящен он был 290-летию Дома Романовых и длился три дня. В первый - сбор гостей, концерт с участием Федора Шаляпина и Анны Павловой, роскошный ужин, за ним танцы. Потом день отдыха и вторая часть - бал-маскарад в костюмах XVII века. Облачение для императора создавали театральные костюмеры. Были использованы 16 подлинных предметов одежды его предков, выписанных из Оружейной палаты, а также настоящий скипетр царя Алексея Михайловича. Княгини явились в нарядах боярынь или крестьянок. Мужчины - в платьях стрельцов и сокольничих. Даже оркестр переодели в костюмы допетровских времен. Очевидцам праздник запомнился как самый роскошный в императорской России. Правда, он же стал и последним царским балом. Но тогда, конечно, об этом еще никто не знал, и гости с удовольствием позировали лучшим фотографам Санкт-Петербурга. Тем более что запечатлеть одежды дворян, богато расшитые драгоценными камнями, пожелала сама императрица. Через год даже подарочный альбом выпустили - доход от него шел на благотворительность.
Ныне костюмы, на которые тогда тратились целые состояния, хранятся в фондах Эрмитажа. Не все, конечно, - часть из того, что уцелело в особняках петербургской аристократии. А вот изображения участников празднества прожили гораздо дольше. Потому что в 1911 году на немецкой фабрике карточных игр Дондорфа были созданы эскизы карт по мотивам того самого бала. И через два года, к 300-летию Дома Романовых колода, отпечатанная в Петербурге на Александровской мануфактуре, увидела свет.






Императрица АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Императрица АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА


Все лучшее - детям


Карточные игры в России были разрешены лишь в 1761 году, а до этого более века преследовались по закону. Сразу после введения «вольницы» возникло собственное производство. Екатерина II ввела налог на отечественные карты и более высокую пошлину на ввоз импортных. Однако бизнес этот все равно приносил отличный доход. А налоги шли в пользу воспитательных домов. Правда, сиротам, среди которых были и незаконнорожденные дети дворян, этого не хватало. И было решено отправить их работать на мануфактуры. Так появилась, в том числе, та самая Александровская, под Петербургом. В 1817 году при ней открыли карточную фабрику с монопольным правом производства карт (на импорт ввели запрет). Примерно треть рабочих были несовершеннолетними.
- А сами - чтобы не заскучать - сели под вечерний звон «резаться», или, как тогда говорилось, «трудиться для польз императорского воспитательного дома», - писал в рассказе «Интересные мужчины» Николай Лесков.
И правда, польза была очевидна: себестоимость колоды карт составляла максимум половину отпускной цены. Вот только какая доля прибыли доставалась обитателям воспитательного дома, умалчивалось.




После Октябрьской революции мануфактура стала собственностью советского государства под новым именем - Государственная карточная фабрика (Госкартфабрика). В январе 1918-го начала выпускать игральные карты по дореволюционным лекалам. Закрылась через год: Гражданская война сменила приоритеты. Печатные станки заработали вновь в 1923 году, но делать новые эскизы не стали. Точнее, параллельно выпускались колоды с другими рисунками: в пропагандистских целях советские художники придумывали антирелигиозные карты, исторические, во время блокады в Ленинграде истощенные мастера рисовали антифашистские. А колода «Русский стиль» по-прежнему жила и пользовалась огромным спросом. Причем не только в СССР. Продукция фабрики была настолько качественной, что неизменно получала дипломы на международных выставках. И на нее приходили заказы из Франции, Китая, Персии, США. Несколько раз менявший название комбинат окончил свое существование в 2004 году, не выдержав конкуренции с современными производствами. Административный корпус фабрики и ремонтно-механический цех в 2006-м снесли, признав объектом, не имеющим ни исторической, ни художественной ценности.






автор