На работу станут брать по генетическому анализу

В недалёком будущем результаты генетических исследований покажут не только предрасположенность людей к различным заболеваниям, но и их профессиональные качества

В недалеком будущем результаты генетических исследований покажут не только предрасположенность людей к различным заболеваниям, но и их профессиональные качества. Данные экспертизы станут решающим фактором при приеме на работу и карьерном продвижении. Неужели мы придем к герметичному миру, показанному в кинофильме «Гаттака», где только идеальные люди летают в космос, а неудачники с разного рода генетическими дефектами довольствуются ролью уборщиков? Поговорить об этом согласился экс-руководитель Российского антидопингового агентства, специалист по генной инженерии, доктор медицинских наук Николай ДУРМАНОВ.


- Николай Дмитриевич, вам не кажется, что идеи генетического отбора отсылают нас к экспериментам по выведению улучшенной нации людей, которые проводились в гитлеровской Германии?


- Тема рискованная, но кто-то должен в нее влезать с незашоренными глазами. Возьму на себя этот неблагодарный труд. Давайте для начала рассмотрим простой пример. Думаю, все помнят случай, когда пилот немецкой авиакомпании «German Wings» Андреас Лубитц, страдавший психическим расстройством, намеренно направил самолет в скалу. Погибло 150 человек. Теперь представьте, что вам предстоит полет. Вы хотели бы, чтобы летчики прошли генетический контроль и точно было известно, что они не наркоманы, что у них нет нарколепсии и склонности к шизофрении?


Николай ДУРМАНОВ
Николай ДУРМАНОВ

- Мне кажется, это правильно.


- Хорошо, продолжаем. Машинист метрополитена. Вы не против, чтобы он был генетически протестирован на болезни, которые в какой-то момент могут привести к катастрофе с гибелью 200 - 300 человек? Если оператор на атомной станции заснул (есть такая болезнь - нарколепсия) и неправильно вытащил стержни из реактора, мало не покажется целому континенту.


- Согласна. Профессионалам, от которых зависит жизнь других людей, полезно проходить подобные проверки.


- А от кого не зависит? Вот я еду на своей легковой машине и заснул за рулем - та же нарколепсия. Въехал в остановку. Я обычный гражданин, но от меня зависит жизнь многих людей.


- Я поняла вашу мысль. Действительно, на собеседовании невозможно выявить, не пришел ли наниматься наркоман в стадии ремиссии. Или пьяница запойный.


- Если бы только это! Ведь можно раскрыть гораздо более серьезные вещи. Например креативность. Есть у нас в мозгу такая штука: называется «тормозной модулятор дофамин». Или гормон счастья, который понимает это состояние как негу, блаженное недеяние. Если в системе дофамина среди его рецепторов есть маленькая поломка, то человек приобретает уникальные свойства. Он словно слегка под ЛСД. У него функционируют все системы мозга. Он ассоциативен, интересен и искрометен. У него работают дополнительные чувства. Он может решать вопросы с нестандартной точки зрения. А, например, отсутствие маленького фрагмента в незначащем кусочке гена, который называется 5-HTT, приводит к тому, что у человека нет чувства времени. Он живет этой секундой, не может анализировать, что было, что будет. Культурный бэкграунд ни при чем, образование ни при чем, национальность ни при чем. Вот такая особенность.


А вы думали, каждый сам выбирает свою судьбу? Фото с сайта Kaifolog.ru
А вы думали, каждый сам выбирает свою судьбу? Фото с сайта Kaifolog.ru

Из наркоманов в спортсмены


- Это болезнь?


- Почему болезнь? Это уникальное свойство, скажем, для спецназа или хоккея. Или для артиста, который переживает эту самую секунду с невероятной глубиной, которая не дана тому, кто анализирует все, что с ним происходит. А еще есть так называемый аддиктивный психологический фактор - комбинация генов, которая говорит: человек станет наркоманом, скорее всего. Или великим спортсменом. Или выдающимся, аккуратным и рьяным исполнителем чужой воли.


- И что с таким человеком делать?


- Поскольку это человек, который легко перестраивает свой метаболизм в пользу наркотиков, нужно как минимум вытащить его из наркомании и отправить в спорт. Потому что он запросто поддается влиянию - среды или тренера. Дефект? Нет, особенность. Если посмотреть, кто движет нашу историю, увидим генетических маргиналов. То есть людей, которые находятся на грани между нормой, как мы ее понимаем, и патологией, как мы ее понимаем. Или возьмите Паганини или Листа. У них был синдром Марфана, при котором отмечается повышенное содержание в организме мочевой кислоты, и длинные-длинные пальцы. Мочевая кислота действует, как кофе, - возбуждает. Отсюда их фонтанирующий музыкальный талант.


- Сейчас рекрутеры при отборе сотрудников пытаются их тестировать, изучать компетенции. А оказывается, все можно решить проще и безошибочнее!


- Чем дальше мы живем, чем меньше ресурсов, чем более технологичным становится наше общество - тем выше цена ошибки. Возьмем космонавтов. Зачем их проверять? Какая такая от них опасность в космосе? Но от них зависит труд десятков тысяч людей, престиж государства и так далее. Получается интереснейшая штука. С одной стороны, общество делает все, чтобы свести на нет цену такой ошибки. С другой - сама логика нашей цивилизации такова, что в центре, в точках бифуркации все-таки один человек, как он есть, со всеми его «тараканами» в голове. Чего ходить далеко за примерами! Вот плавает где-то в Баренцевом море подводная лодка. На ней 16 ракет, на каждой по десять боеголовок. Понятно, что есть куча механизмов, которые не дадут командиру подводной лодки, от которого ушла жена, рассчитаться с человечеством раз и навсегда за эту несправедливость. Но всегда есть варианты обойти эти механизмы. И мы это видели на примере пилота немецкой авиакомпании. Вот почему я говорю, что сортировка людей начнется. Она уже сейчас идет.


Со времён древней Спарты, по мнению специалистов, мало что изменилось. Просто селекция не такая явная. Рис. с сайта anygreece.com
Со времён древней Спарты, по мнению специалистов, мало что изменилось. Просто селекция не такая явная. Рис. с сайта anygreece.com

- Ну, не явная.


- И эта будет не явная. Ведь для многих профессий генетическая селекция необходима. Там, где работа связана с четкими функциями и характеристиками человека, который должен их выполнять. Пилот лайнера, капитан судна, водитель большегруза - от них требуются совершенно определенные качества. И они, безусловно, определяются его генами. А также тренировкой и воспитанием. Но когда мы знаем, с какими генами нам приходится иметь дело, какие у человека сильные и слабые стороны, то представляем, каким образом его воспитывать. Интуитивно мы и сейчас проводим селекцию, почти как в Спарте определяем, кого в пропасть, а кого в школу молодого воина. Другое дело, что это не выглядит так чудовищно, как в древности. Поэтому генетический отбор - всего лишь еще один инструмент селекции.


- Не получится, что мы таким образом восстановим кастовое общество?


- Во-первых, оно никуда не делось, мы и сейчас в нем живем, а во-вторых - это уже вопрос не к генетикам. Всегда были кастовое общество и межкастовые переходы. Не думаю, что дойдет до печати в паспорте «генетически не устойчив, морально не выдержан». Тем более что людей с откровенно дефективными генами практически нет. Есть поломки, которые в будущем можно будет исправлять. Думаю, что никто не получит клеймо совершенно безнадежного генетического отщепенца. В общем-то, мы все примерно одинаковы.


Что творилось в голове у ЛУБИТЦА, когда он намеренно вел самолёт к гибели, никто не понимает. А генетики разобрались бы
Что творилось в голове у ЛУБИТЦА, когда он намеренно вел самолёт к гибели, никто не понимает. А генетики разобрались бы

- Но разве это не ужасно, если мне из-за каких-то генов отрезаются пути? Даже рискнуть, попробовать не позволят?


- Смотрите: вы сделали анализ, и вам сказали, что музыканта из вас не получится. Это большая трагедия? Для меня нет. Потому что в моем репертуаре всего одна песня, и то я фальшивлю. Так что волнения и тревоги по поводу генетического фашизма - это элемент политического антуража. Все эти процессы можно так подать в обществе, что возмутится огромное количество людей. Но, например, вступительные экзамены в МГУ - не повод для народной революции. Почему тогда бюро по подбору людей в особо ответственные профессии с использованием генетического анализа непременно вызовут бурю? Впрочем, я не сомневаюсь, что коммерческие структуры заинтересуются возможностями метода и захотят применять его во всех областях деятельности. Ведь с его помощью можно набрать персонал с улучшенными рабочими характеристиками: старательных, неконфликтных, ориентированных на результат и так далее.




Запустить вирус трудолюбия


- Это просто фантастика какая-то!


- Почему фантастика? Это сегодня, сейчас! Могу представить, что уже через 3 - 5 лет генетики будут давать рекомендации по профориентации. Совершенно четкие, вплоть до профессионального амплуа. Понятно, что гены и их взаимодействие - штука чрезвычайно сложная. И простого ответа вроде «вот перед нами шахтер, а вот политический деятель» никто не даст никогда. Будут достаточно расплывчатые, но при этом вполне технологичные характеристики той или иной личности. Я понимаю, что говорю крамолу. Сейчас мне многие скажут: это переоценка генов, генный приговор, матрица, которая накладывается на человечество! Чушь собачья! Гены определяют 80 процентов того, что с нами происходит. А если разобраться, то и остальные 20 тоже связаны с тем, что к нам пришло от мамы и папы, или тем, что мы приобрели во время какого-то излучения или вспышки сверхновой. Конечно, все эти новые генные технологии, которые сейчас пока только входят в практическую жизнь, - это переворот, который можно сравнить с изобретением колеса или открытием огня. Это мистика! Такие горизонты чудовищные открываются! Мы еще не затронули тему исправления генов, вмешательства в Божий промысел.


- То есть дефект генов, который делает человека будущим наркоманом или шизофреником, можно починить?


- Да, это называется «генная терапия». Можно подремонтировать или изменить. Скажем, военному ведомству нужны солдаты с пониженным чувством боли, с повышенной реакцией. Легко! Не сейчас, через пять лет. Но что это за срок? А вот еще вариант: берем вирус, который вызывает ОРЗ, вставляем туда ген, повышающий мотивацию, кураж и трудолюбие. Запустил в собственную контору, чтобы сотрудники работали как надо: они все переболели и работают. Или вместо того чтобы контролировать толпу брандспойтами, обработать чем-нибудь, что приведет их в состояние полной прострации. И будут они, аки Бодхисаттвы, ходить с блаженными улыбками по площади, забыв, зачем сюда пришли.


- Как-то это противоестественно.


- Понятие «натуральности» вообще очень искусственно. Если нас, современных людей, сейчас поместить в условия холода и голода без антибиотиков, витаминов, процентов 70 из нас благополучно склеят ласты. А останутся только те, кто приспособлен к такой натуральной жизни. Но вопрос: как у этих выживших с мозгами? И как вы смотрите на то, чтобы с помощью генетических технологий кардинально улучшить мыслительные способности человека? Подкручивая эти маленькие винтики, можно сделать скорость мышления человека, тактовую частоту его «процессора», гораздо более высокой.


- Не буду лукавить - я бы не отказалась.


- А генетические бомбы? Знаете, что это такое?


- Нет.


- Ген, который встраивают в наш организм, и он ждет сигнала, чтобы заработать. Этим сигналом может быть все что угодно: редкое химическое вещество или акустическое воздействие.


- Какие возможности для злоупотребления!


- Неограниченные. Но, с другой стороны, когда в начале ХХ века по Парижу стали разъезжать автомобили, главный аргумент против их использования звучал так: они же будут пугать лошадей и коров! В то же время одной из животрепещущих проблем в Париже конца XIX века было - куда девать навоз, город буквально изнемогал под бременем нечистот. Футурологи того времени живописали страшнейшие картины о горах конского дерьма на Пляс Пигаль и Трокадеро. Сейчас Париж эта тема, как вы понимаете, совсем не волнует. Поэтому никуда мы от генетического отбора не денемся. Каким образом общество будет с этим справляться и справится ли - другой вопрос. Но остановить это невозможно.






Взрослые игры


С момента экспериментов Грегора МЕНДЕЛЯ с семенами гороха прошло больше столетия. За это время генетика шагнула далеко вперед. Поначалу ученые соревновались, кто скорее посчитает количество генов в ДНК человека и расшифрует геном. На это ушло лет 70.


Когда это наконец случилось, исследователи стали играться с генами, словно любознательный ребенок. Каждый раз радостно вскрикивая: смотрите-ка, и это передается по наследству, и та информация в геноме записана! По крайней мере, именно такое впечатление создается, когда читаешь новости этой удивительной науки. Судите сами.


* В Университетском колледже Лондона обнаружили ген седины.


* В Оксфорде выявили генетическую «бомбу замедленного действия», заложенную в яички мужчин: дефективный ген, который «портит» сперматозоиды и приводит к рождению больных детей.


* Генетики из Болгарии и их коллеги из Гонконга выявили ген, делающий людей счастливыми, независимо от обстоятельств.


* Японские ученые, кажется, обнаружили гены, отвечающие за старение.


* В геноме ирландцев нашли следы представителей народов из причерноморских степей.


* Китайские ученые обнаружили, что у европеоидов есть ген, из-за которого им сложнее бросить курить. Там же биомеханики с помощью генных трансформаций удвоили мышечную массу псам породы бигль.


* В Чили и вовсе вырастили курицу с лапами динозавра.


Это лишь толика открытий с начала года. Впрочем, занятию этих людей можно лишь позавидовать. Только представьте - в вашей власти сделать человека молодым, счастливым и с густой шевелюрой, выстроить связи древних народов. А то и вырастить в пробирке настоящего мамонта! Правда, пока неясно, оно нам надо?



автор