Россияне перестанут тратить деньги

Это может привести к тому, что оборот финансов в экономике снизится

Это может привести к тому, что оборот финансов в экономике снизится


В начале текущего года социологические опросы ВЦИОМ обнажили новые тенденции.  72 процента респондентов заявили, что сейчас плохое время для совершения крупных покупок (в декабре 2015 года таких было 63 процента), а 87 процентов сочли текущую ситуацию неподходящей для кредитования (в декабре таких был 81 процент). Рекомендовали забрать деньги из банков 43 процента респондентов (в декабре этот показатель был 40 процентов).


Люди только сейчас всерьёз осознали, что экономика в кризисе. В 2014-м у них ещё теплилась надежда на улучшение, но в середине прошедшего года стало ясно, что лучше пока не будет. Поэтому с января 2016-го стали преобладать депрессивные настроения, когда ситуация, наоборот, воспринимается хуже, чем она есть. А это может привести к дефляционной спирали, говорят специалисты. Что это такое? Вот представьте: спад в экономике, рост цен, сокращения рабочих мест, - и люди начинают бояться. Поэтому изымают деньги со счетов, экономят, снижают траты, не ввязываются в кредиты и т.д. Из-за этого предприятия теряют выручку, поскольку реализуется меньше продукции, они сокращают производство, увольняют сотрудников. Народ видит, что опасения подтверждаются, и экономит ещё больше. В общем, замкнутый круг. При этом люди не думают о том, чтобы заработать больше, считая, что в кризис это невозможно, поэтому все силы уходят на экономию средств.


- Впервые за долгий период наблюдений одновременно ухудшились сразу все показатели, сигнализирующие о росте фактора, который Дж. Кейнс назвал предпочтением ликвидности. Россияне все больше предпочитают «оставаться в деньгах», тратя их только по самой крайней необходимости. В свою очередь это ведет к сжатию платежеспособного спроса и замедлению скорости оборота денег в экономике. Предпочтение ликвидности - выраженный продефляционный фактор, сигнализирующий о том, что в экономике начинают формироваться дефляционные риски, - комментирует результаты исследований ведущий эксперт-консультант Управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб.


Языком цифр


Росстат фиксирует замедление инфляции. По данным ведомства, в феврале рост потребительских цен составил 0,6 процента, с начала года - 1,6 процента. Для сравнения, в феврале 2015 года рост потребительских цен составил 2,2 процента, а с начала года 6,2 процента.


При этот тот же Росстат подтверждает, что за 2015 год реальные располагаемые доходы жителей РФ сократились на 4 процента, а реальная зарплата на 9,5 процента (снижение зафиксированы впервые с 2009 года). В январе текущего года реальные доходы россиян упали на 6,3 процента в годовом выражении.


Никто не рискует


- Наш анализ показывает, что на трехлетнюю перспективу нет рисков дефляции, - уверяет председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Хотя и признаёт, что такие настроения существуют.


Снижение цен может быть хуже их роста


По мнению генерального директора УК «Спутник - Управление капиталом» Александра Лосева мы сейчас в состоянии бифляции, то есть, инфляционные и дефляционные процессы идут в экономике одновременно. Текущая потребительская инфляция очень высокая, так как высокие процентные ставки, рост издержек бизнеса и тарифов естественных монополий отражаются в ценах товаров сразу же, а с 1 апреля ещё и акцизы на топливо вырастут. Но в отсутствие спроса производители будут вынуждены постепенно снижать оптовые цены или банкротиться и выходить из бизнеса.
В российской экономике падение совокупного спроса опережает сокращение объемов ВВП, и этот разрыв для экономики опасен не меньше, чем дефляционная спираль.
При этом производственные мощности у нас загружены на две трети, то есть, фактический ВВП намного ниже потенциально возможного. Поэтому без восстановления совокупного спроса и без преодоления кредитного сжатия даже существующий экономический потенциал не может быть использован полностью. И если не будет эффективного и масштабного применения антикризисных мер, не запустится рост хотя бы в отдельных отраслях, то рецессионный разрыв будет только увеличиваться. Тогда российская экономика не сможет выйти из кризиса в ближайшие несколько лет.