Кусочки обшивки «Авроры» продают по 100 миллионов рублей

Крейсер «Аврора»
Крейсер «Аврора»
Принимать новый крейсер с петербургской верфи 24 мая 1900 года прибыли Николай II с супругой Александрой Федоровной и матерью Марией Федоровной. Кто бы знал тогда, что именно этот корабль с романтичным именем древнеримской богини утренней зари станет символом революции, которая сметет царизм.

На этой неделе «Аврора» отпразднует 125-летие. Хотя в свое время крейсер отмотал более 100 тыс. морских миль и участвовал в трех войнах, самым знаменитым его делом стал залп в октябре 1917 года. И только поэтому он не был распилен на металл или затоплен, а встал на вечный прикол в истоке Большой Невки. При этом входит в состав ВМФ: это значит, что корабль действующий.

Экскурсии на «Аврору» популярны среди туристов, летом аж очереди стоят. Но находятся занудные ревнители истории, пренебрежительно фыркающие: это ж макет, новодел, ничего там не осталось, разводка для туристов!

Байки эти пошли в конце 1980-х после капитального ремонта крейсера. Тогда у него срезали прогнившее днище и «посадили» корпус в новое. Оригинальное было из дерева, обшитого медными листами. В войну «Аврора» после бомбежки несколько лет лежала на грунте, металл проржавел. В 1946-м днище забетонировали, чтобы не текло, - не до реставрации исторических ценностей, знаете ли, было. А когда до нее дошло, вариантов оказалось немного.

Старое днище затопили в Финском заливе, в районе поселка Ручьи. И началось: перестроечные СМИ наперебой рассказывали - всем показывают заново построенный макет «Авроры», а настоящая гнила у пирса, и ее разворовывали сначала военные, за ними местные жители. Кто-то, например, иллюминатор в уборной поставил. Потом трюмы загрузили камнями и утопили легендарный крейсер. Даже фото были: видневшегося из воды куска днища и невнятного круглого окошка в деревенском сортире. Подтверждать принадлежность «сувениров» крейсеру никто не думал - гласность же, что хотим, то и несем.

На самом деле от той самой «Авроры» сохранились верх корпуса, боевая рубка, центральный пост, броневая палуба, паровая машина, часть внутренних переборок, одна из паровых машин - около 50 % оригинальных деталей. Орудия - не с этого крейсера, но настоящие, начала ХХ века, их еле нашли. Для корабля, пережившего несколько модернизаций, три войны, революцию и 1990-е, не так уж мало. К тому же других боевых кораблей того периода в России вовсе не осталось.

Крейсер «Аврора»
Крейсер «Аврора» 

Цена истории

Работяги-умельцы Судостроительного завода им. Жданова во время ремонта частично прибрали металл с отрезанного днища, латунные болты и заклепки. Пустили на оригинальные сувениры. Официально - хотели передать в морские музеи страны. Но к концу 1980-х в стране такое началось, что не до них стало. И артефакты осели в частных коллекциях. Года три назад прямоугольный кусочек металла с гравировкой «AURORE 1900 - 1987» всплыл в интернете. Владелец хотел за него 100 млн руб.

Дали стране угля

В длительном походе на Дальний Восток моряки крейсера поставили необычный рекорд: самая быстрая погрузка угля - 71 т в час. Через полтора месяца побили свое достижение, запасая топливо со скоростью 84,8 т в час.

Между прочим, в этом жизненно важном деле участвовали и дворяне-офицеры, и даже корабельные священники. Матросам за эту работу выдавался двойной паек.

Манила не манила

После Цусимского сражения «Аврора» вынужденно направилась к Филиппинам, они были тогда под контролем США. Считалось, что в Русско-японской войне Штаты держат нейтралитет. Однако командованию поврежденного русского корабля с измученными матросами поставили ультиматум: разоружиться и не участвовать в боевых действиях или покинуть порт Манилы.

Крейсер вряд ли мог помочь изменить ход войны, и из Петербурга пришло распоряжение подчиниться. Американцам сдали замки от орудий, и только тогда они перевезли в свой госпиталь тяжелораненых.

Не верь буржуям

На следующий день после взятия Зимнего пока еще буржуазная газета «Известия» сообщила: перед штурмом «Аврора» обстреляла дворец боевыми снарядами.

Моряки с крейсера так возмутились, что написали в «Правду» гневное открытое письмо: мол, если бы стрельнули боевым, от здания камня на камне не осталось бы.

«Это обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и неосновательностью фактов происшествий, строить козни рабочему пролетариату. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве и призывающий их к бдительности и готовности», - сообщали революционные матросы.

Имей в виду

  • По заветам Петра I имя крупным кораблям давали цари. Для строящегося крейсера, помимо «Авроры», Николаю II предложили варианты: «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун».

Загул на палубе

В 2009 году олигарх Михаил Прохоров праздновал на «Авроре» годовщину своего журнала «Русский пионер». С размахом: элитный алкоголь, канапешки с морепродуктами, официанты в тельняшках, питерские балерины, танцующие на палубе. Ведущей стала Тина Канделаки, матерными песенками с баржи по соседству развлекал гостей Шнур. Под его «Я дикий мужчина - яйца, табак, перегар и щетина» возомнившие себя альфа-самцами гости ныряли с борта в реку, где их собирал предусмотрительно нанятый катер.

Скандал был грандиозный. Но вдруг оказалось, что отвечать за пьянку на боевой единице Балтийского флота некому: военное руководство вроде как не знало о вакханалии. А даже и знай, разве пошло бы против Валентины Матвиенко (тогда губернатора Петербурга), Ильи Клебанова (полпреда президента в СЗФО), Эльвиры Набиуллиной (министра экономразвития) и других приглашенных на вечеринку политических випов.

Расследование военной прокуратуры длилось аж полтора года. Потом отправили в запас командира крейсера Бажанова, перевели на другие должности командира Ленинградской военно-морской базы Липинского и командующего Балтфлотом Мардусина. На том и успокоились.

Крейсер «Аврора»
Крейсер «Аврора» 

Посетить крейсер можно:

  • с 10:00 до 18:00 (1.06 - 31.08)
  • с 11:00 до 18:00 (1.09 - 31.05)
  • Взрослый билет: 600 руб.
  • Школьники, студенты, пенсионеры, льготники: 300 руб.
  • Обзорная экскурсия (группа 6 - 25 чел.): 1000 руб., 600 - льготный.
  • Расширенная экскурсия с посещением машинного зала (до 10 чел.): 1400 руб., 700 - льготный.

Лента времени

  • 23.05.1897. На верфи «Новое адмиралтейство» в Петербурге заложен бронепалубный крейсер - в дополнение к двум уже строящимся.
  • 24.05.1900. «Аврора» спущена на воду с кучей технических недоделок. Устранять проблемы будут на ходу.
  • 1903. Принят в состав русского флота и отправляется в первый поход на Дальний Восток. Из-за нерешенных технических проблем и начала войны с Японией вернется домой.
  • 1904. Идет на Дальний Восток в составе Второй Тихоокеанской эскадры.
  • 14.05.1905. Бой при Цусиме. «Аврора» получит множество повреждений, погибнет ее капитан Евгений Григорьев и 14 матросов. Корабль останется на плаву и сможет вырваться из тисков японцев.
  • 1914. Технически устаревший крейсер с началом Первой мировой войны переделывают в минировщик.
  • 1916. Встает на ремонт: заменено радиооборудование, обновлены помещения для членов экипажа, перенесены на другие места пушки.
  • 1917. Командование решает затопить «Аврору» на подступах к Кронштадту, остановив таким образом немецкие эскадры. Но среди матросов сильны революционные настроения, они отстаивают свой корабль.
  • 1923. На крейсер устанавливаются современные пушки. Корабль в качестве учебного ходит в заграничные плавания, участвует в маневрах.
  • 1936. Курсанты морских училищ все еще проходят практику на «Авроре», но в море ее выводит буксир - машины совершенно износились.
  • 1941. Крейсер собирались вывести из состава ВМФ, но началась война. В июле девять из десяти орудий главного калибра с «Авроры» поставили на подступах к Ленинграду. В сентябре батарея несколько дней отбивалась от фашистов, утюживших ее с неба и земли. Окруженные матросы подрывали орудия вместе с собой и подошедшими к позиции фрицами.
  • 1942. Корабль получает несколько повреждений от немецких бомб, садится на грунт и кренится вправо. Команду снимают на берег. Все орудия крейсера - в бою.
  • 1944. После снятия блокады «Аврору» поднимают, ремонтируют, снимают котлы и бортовые машины, гребные винты и часть механизмов. Устанавливают вооружение 1915 года.
  • 1946. «Аврора» снимается в кино: «играет» крейсер «Варяг». Ей приделывают бутафорскую четвертую трубу.
  • 1948. Крейсер навечно ставят напротив Нахимовского военно-морского училища, для которого он станет учебной базой.
  • 1956. Становится филиалом Центрального военно-морского музея.
  • 1960. Включен в число памятников, охраняемых государством.
  • 1984 - 1987. Капитальный ремонт к 70-летию революции. Крейсер приводят в соответствие с видом 1917 года. Частично восстанавливают, где-то заменяют детали новыми.
  • 2014 - 2016. Снова реконструкция. В Кронштадт «Аврору» тянули на буксире. Отремонтировали корпус, обновили пожарную систему и сигнализацию, восстановили исторический интерьер внутренних помещений, например, комнаты офицеров, медицинский кабинет, уголок священника.